Г алина Червонская (Россия)

Червонская Галина Петровна

Укол — это небезобидно

"Здоровье" (приложение к "Аргументам и фактам") 13.12.2001
Червонская Галина Петровна (р. 1936) — вирусолог, к. б. н., член Российского национального комитета по биоэтике (РНКБ) РАН и Международного общества прав человека (МОПЧ), автор ряда книг о вакцинации.

Публикуется с любезного разрешения Г. П. Червонской



ТАК СЛУЧИЛОСЬ, что проблемы иммунопрофилактики инфекционных болезней, проще говоря прививок, находятся на недосягаемой дистанции от самой науки иммунологии, от "доказательной медицины", ото всех основ иммуногенетики и "просто" генетики — индивидуальности человека.

Не может одна система, один и тот же календарь прививок применяться для спасения "всех подряд" — заболевает-то 1–10 человек (!), а прививают миллионы… Видел бы Дженнер, основоположник вакцинации, к чему приведет его открытие.

Профилактикой иммунной системы должны заниматься иммунологи, а не санврачи — они ведь ничего не знают про иммунную систему!

Не так давно госсанэпиднадзор Москвы "возбудился" прививать школьников против гепатита А: а) в школах начинается эпидемия (думаю, речь идет о вспышках, но для чиновников все едино); б) будут прививать в первую очередь детей, которые отдыхали "где-то там… и невесть что привезли" (далеко от Москвы или России?).

Между тем, в этой ситуации первейшая необходимость — это диагностика, которая должна установить носителей инфекции! Кстати, глупо вакцинировать тех, кто уже инфицирован, поскольку вакцины не действуют на возбудителей инфекционных болезней, они резко перестраивают иммунную систему.

Носители даже после "смертельной" дозы вакцины останутся носителями гепатита А! Безмозглая игра в "спасителей".

Не углубляясь снова в науку, поговорим о боли. А точнее, об уколе и его последствиях — стрессе, боли, воспалении и многих других неприятностях для организма ребенка.

Наша справка

(Всемирная организация здравоохранения) цитата: "с. 22 — "Следует пересмотреть национальную политику и практику в отношении существующего порядка использования вводимых путем инъекций лекарств, провести пересмотр существующего порядка иммунизации, чтобы определить, как избежать ненужных инъекций…"

И хотя к ВОЗ тоже нельзя относиться однозначно, тем не менее, к сказанному стоило бы прислушаться, поскольку у нас "все совсем наоборот". Чума ХХ–XXI веков — вовсе не ВИЧ (который до сих пор не идентифицирован!), а СПИДы — приобретенные иммунодефициты и СВИДы — врожденные иммунодефициты, причин тому великое множество.

Сигнал беды

СЕГОДНЯ врачи (!) рекомендуют: "При проведении одномоментной вакцинации несколькими препаратами препараты должны вводиться отдельными шприцами в разные участки тела".

Подобный подход к телу ребенка как к чему-то неодушевлённому — уже серьезная демонстрация полного устранения медиков-вакцинаторов от всех представлений о взаимосвязи функциональных систем организма. Словно ставят эксперимент на резиновой кукле, обучая, как правильно произвести укол.

"Широко образованный педиатр стал встречаться реже… появились педиатры-интенсивисты, неонатологи, инфекционисты и т.д., но… профессиональная информация столь велика, что педиатры обязаны сочетать знания многих пограничных дисциплин", — писал детский хирург С. Я. Долецкий.

Как известно, не "сочетают", о чем свидетельствуют поступки этих "врачей" и многочисленные грустные высказывания о своих коллегах других отечественных докторов — В. А. Таболина, А. Г. Чучалина, Е. И. Чазова.

Ожидание укола — стресс, особенно для малышей.

Сам укол, боль — стресс, прежде всего для психики ребенка.

Укол — повреждение поверхности кожи, сложной экологической системы, тесно связанной с внутренней средой организма и его внешним окружением.

Укол — афизиологичное поступление чужеродного, не "моего Я".

Болевое ощущение — сигнал беды, приводящий к функциональной перестройке организма, переход от состояния покоя к активной деятельности, направленной на устранение факторов, вызывающих боль, и ее последствий.

Достаточно широко распространены, но малоизвестны случаи возникновения нарушения нервной системы после прививочных уколов. Нарушения, вызванные "потрясением" ребенка, как правило, неподготовленного к инъекции, обманутого заявлением медработника "это не больно". Плюс обстановка поликлиники, устрашающий вид инструментария (пинцеты, шприцы, зажимы), крики детей, прививаемых до него, подготовка кожи для инъекции — все это производит впечатление, приводя к естественному испугу. Инъекция всегда является психотравмой для каждого ребенка. А если он впечатлителен, робок — психотравмой, способной привести к возникновению двигательного невроза: подергивания век, лица, рук.

Боль — защитный рефлекс на повреждение, участок сложной реакции, сигнал опасности, связанный с серьёзными изменениями, происходящими в организме.

Перестройка касается всех органов и систем — нет ни одной структуры в живом организме, которая бы не изменила свою функцию под влиянием боли.

Даже получение информации только через зрение (оборудование прививочных кабинетов) или через слух о возможном возникновении боли моментально меняет состояние организма, и нормальное его функционирование (покой) сменяется состоянием напряжения — стрессом.

Укол — нарушение саморегуляции индивидуальных реакций ребенка, что создает критическую ситуацию для каждого малыша. Так в организме ребенка, не имеющего возможности избежать боли — отказаться от насильственного укола, — наступают серьезные физиологические и биохимические сдвиги. Поначалу это происходит как защитный рефлекс, как необходимость сохранить постоянство своего индивидуального организма, его внутренней среды — гомеостаза. Однако экстремальная ситуация может затянуться, а при повторном вмешательстве эти сдвиги, в том числе и психические, продолжают усугубляться, становясь в конце концов патологическими.

В популярном издании начала ХХ века "Русский врач" (1902 г.) сообщалось: "В Миннеаполисе (Сев. Америка) произведена насильственная прививка против оспы. Какими бы благими намерениями ни руководствовалось врачебное управление города, но прибегать к насильственным мерам недостойно врачебного сословия. Людей хватали и насильно удерживали, в то время как фельдшера и врачи их прививали. Мы уверены, что среди русских врачей нельзя было бы найти ни одного, у кого при такой обстановке поднялась бы рука для производства укола…" Иных уж нет, а те далече, однако были и в нашем Отечестве доктора, есть и сейчас, но они — крайне редкое явление среди вакцинаторов…

"Сегодня общество не может гордиться своими врачами. Остается лишь уважение к историческим заслугам отечественной медицины и лучших ее представителей, внесших свой вклад в развитие цивилизации. Хочется надеяться, что идущие за нами когда-то вернут уважение к себе", — пишет А. Чучалин.

Пока же Комитет по биоэтике РАН и в данном случае располагает огромным количеством писем от родителей, дети которых попали в неврологические клиники после предварительных угроз, а затем и проведения вакцинации.

К сожалению, еще многие молодые мамы и папы, обезоруженные властным, приказным тоном медработников, принимают подобную "помощь" безоговорочно, как нечто совершенно необходимое для их ребенка, чиня насилие над собственными детьми вместе с участковыми, школьными вакцинаторами и прочей "здравоохранкой".

Врач не имеет права приказывать! Он должен объяснить все "за" и "против" прививок в конкретной ситуации и только вместе с родителями принимать решение в отношении этого медицинского вмешательства.

От стресса до заболевания

ПОНЯТИЕ "стресс" появилось благодаря работам знаменитого канадского ученого Ганса Селье, который определил такое состояние организма как реакцию напряжения, возникающую в чрезвычайных обстоятельствах и призванную мобилизовать защитные силы организма.

Физиологическое развитие стресса характеризуется известной триадой Селье: а) повышение количества гормонов коры надпочечников; б) снижение массы тимуса — вилочковой железы — основы основ иммунной системы; в) появление язв в желудочно-кишечном тракте.

Обычно стрессовые воздействия непродолжительны — последствия у каждого человека индивидуальны. Но при повторном их влиянии, например, уколов и введения лекарственных препаратов-вакцин — систематического вмешательства в организм ребенка, развивается хронический, множественный стресс.

Укол как раздражитель называется стрессором. Он характеризуется потенциально широким набором реакций, которые приводят к психофизиологическому стрессу, проявляющемуся не только в "двигательных неврозах у детей", но и в иммунодепрессивных эффектах.

Болевое раздражение посредством укола вызывает комплекс отрицательных реакций: от реакций на ожидание укола и сам укол, до реакций, идущих по нервным волокнам в ЦНС — к зрительному бугру и ядерному подбугорью. Ядра этой области регулируют практически все процессы в организме без участия его сознания — дыхание, кровообращение, пищеварение, гормональную, иммунологическую деятельность и т.д.

Но до сих пор прививки посредством уколов существуют сами по себе, а ЦНС — сама по себе. Иммунная система тоже в расчет не берется, поскольку неизвестно ее состояние ни ДО, ни ПОСЛЕ вакцинации.

Хронически создаваемые стрессовые ситуации "посредством уколов" приводят к дисфункции "концевых органов" — почек, легких, нервной системы, системы кровообращения, а в нашем случае — еще и к патологическим нарушениям иммунной системы. Возникают не только количественные, но и структурные изменения в иммунокомпетентных клетках.

Иммунная система, как и все другие, не вечный двигатель, для каждого человека природа создала индивидуальную норму. Чем активнее мы ее расходуем, тем меньше "запас прочности". Функциональные резервы систем, нейтрализующих стресс, также небеспредельны. Кроме того, ответные реакции могут проявляться настолько интенсивно, что сами по себе становятся вредными.

Укол, кажущийся слабым раздражителем для одного ребенка, другими может восприниматься как экстремальное воздействие. Недооценка психологической настроенности ребенка к уколу является потенциальной опасностью для его психофизиологического расстройства. В результате у детей и подростков, подвергшихся грубому с ними обращению, мозг находится в постоянной тревоге и готовности к отпору. Это приводит к гиперактивности, повышенной импульсивности и агрессивности.

Сведения патофизиологов и нейрофизиологов о реакциях на стресс в полной мере соотносятся с наблюдениями иммунологов, сопричастных прививкам. Ими установлено, что временный иммунодефицит — компонент вакцинального процесса — зависит не только от природы вводимого препарата, его состава, но и от исходного состояния иммунной системы прививаемого, а также от влияния агрессивной экологической среды. Специалисты подчеркивают, что "повреждающее действие вакцин ведет к иммунодефицитам различной продолжительности, которые проявляются в перестройке Т- и В-лимфоцитов, что выражается в изменении их количества и функциональной активности".

Но ведь всем известна тактика прививок, когда отсутствуют наблюдения и контроль за вакцинированными детьми, тем более — никому из вакцинаторов неинтересно знать, как работает Т– и В–система у Петрова или Иванова, скажем, спустя полгода-год, а тем более — перед очередным каскадом прививок.

Неслабый раздражитель

УКОЛ может вызвать у детей и коллаптоидное состояние, шок. Для определения возможного развития таких реакций следует ориентироваться на вегетативные показатели: потливость, частоту пульса, его наполнение, глубину дыхания, цвет кожи лица, окраску носогубного треугольника. Необходимо следить за индивидуальными особенностями эмоциональной реакции каждого ребенка.

Большого внимания требуют дети в возрасте 6–8 и 12–14 лет. Несмотря на "героизм" и полное вроде бы спокойствие ребенка, в этом возрасте (еще до укола!) часто появляются тошнота, слабость, потеря сознания. Эти реакции связаны со значительными опять же гормональными и функциональными перестройками перед и после укола.

СТРАХ ПЕРЕД УКОЛОМ, ПЕРЕД ИГЛОЙ И БОЛЬЮ — НОРМАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ ДЕТЕЙ! В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, негативные последствия этой операции могут наступить в течение разного времени.

Вспомним важнейший момент — как ни тонка игла, она раздвигает ткани, повреждая их границы и клетки. Из травмированных клеток в омывающую их среду — жидкость, а оттуда в кровь изливаются внутриклеточные вещества, известные своим активным вмешательством во многие сферы жизнедеятельности организма. В канале, созданном иглой, образуется очаг безмикробного воспаления.

Неповрежденная и нормально функционирующая кожа служит надежной защитой от возбудителей инфекционных болезней. Повреждение кожных покровов — первого барьера защитных сил организма — легкий путь для проникновения патогенных микробов.

Специалисты предупреждают, что с детьми требуется повышенная осторожность при укалывании и введении лекарственных средств, поскольку у них очень ранимая кожа, а сосуды расположены более поверхностно, особенно у детей до 2 лет.

Безнравственное отношение к уколам дезорганизует прежде всего ЦНС, иммунную и эндокринную системы, что в свою очередь приводит к полной беззащитности организма перед различными инфекционными агентами.

Сколько же надо сил ребенку и его иммунной системе, чтобы восстановить привнесенные "неполадки", отрегулировать потерянное, но заложенное природой (!), нарушенное, искаженное "маленьким укольчиком"!

Календарь прививок, рассчитанный на "всех подряд", следует расценивать как ПРОТЕЗИРОВАНИЕ иммунной системы без намека на научное обоснование этой медицинской процедуры — оздоровление детского организма в борьбе с инфекционными болезнями. Без предварительной иммунодиагностики это — знахарство.