Хилари Батлер (Новая Зеландия)

Хилари Батлер

Первичный антигенный грех

Перевод Елены Ялышевой (д. Осиновый мыс Богучанского р-на Красноярского края)

Редактор перевода Мария Козлова (Москва)

Hilary Butler © 27 мая 2009 года

Оригинал можно скачать здесь

Первичный антигенный грех

Меня попросили побеседовать сегодня об иммунизации. В основе моей аргументации лежит концепция, называемая первичным антигенным грехом. Сформулированная в 1960 году1 теория гласит:

Антитела, приобретенные в детстве [детские антитела], это преимущественно антитела, образовавшиеся в ответ на основной антиген вируса гриппа типа А, вызвавшего первую в жизни инфекцию. Механизмы формирования антител в значительной степени определяются первым стимулом, так что в дальнейшем инфицирование штаммами того же типа успешно увеличивает выработку первичных антител по сравнению с исходным уровнем и всегда поддерживает их на максимально высоком уровне для данной возрастной группы. Импринт [т. е. "отпечаток" в иммунной системе. — Прим. ред.], который остается после первичной вирусной инфекции, управляет иммунным ответом на уровне антител в дальнейшем. Это мы называем теорией первичного антигенного греха.

Я бы хотела уделить особое внимание ПРОЦЕССУ, в результате которого происходит формирование иммунитета, и тому, что может повлиять на этот процесс.

Можно привести пример аномальной реакции иммунной системы на прививку от коклюша, которая существенно отличается от того, что происходит при естественном протекании болезни и, как правило, приводит к носительству инфекции (подробнее см. стр. 506, Cherry 2004.pdf и гл. 82 моего "Укола за уколом"). Если это действительно определяется тем, как ребенок переносит болезнь (и/или другими эпигенетическими воздействиями), то почему мы рискуем и прививаем младенцев с рождения, не имея на то веских причин?

Мы рассмотрим прививочное "событие" в соответствующем контексте и подробно укажем в настоящей презентации на факторы, которые определяют, кто из детей с наибольшей вероятностью может пострадать, почему, и каким образом это происходит.

Тема, которой, как видно из приведенной ниже цитаты, я собираюсь уделить наибольшее внимание, это определение специфических временны́х рамок в периоде неонатального развития… в течение которого любые атаки на процесс обучения иммунной системы будут в конечном счете стоить очень дорого для некоторых детей.

Предупреждение: Большинство исследований, связанных с изучением иммунной системы, проведены на мышах и крысах, несмотря на то, что они сильно отличаются от нас. Некоторые исследования были воспроизведены на человеке.

Также можно отметить, что вред не ограничивается неонатальным периодом. Я являюсь живым доказательством этого, и есть другие такие же люди. Иммунная система и гематоэнцефалический барьер ребенка или подростка отличаются от таковых у взрослых, и прививки подвергают их риску. Люди — не идентичные клоны, и процессы развития, на мой взгляд, таковы, что никогда не бывает подходящего времени для вмешательства в них с толстой и быстрой иглой.

Если прививки причиняют вред, то почему они вредят не каждому ребенку, получившему прививку? Это как раз то, о чем я хотела поговорить этим вечером.

Уязвимость иммунной системы новорожденных у всех видов является неопровержимым биологическим фактом.

Я оспорила бы утверждения моих коллег, исследователей в клинических или фундаментальной областях, заявляющих, что мы в общих чертах понимаем иммунную систему младенцев. На моделях животных доказано, что иммунная система новорожденных очень отличается от иммунной системы взрослых и даже подростков. Фактически, иммунная система новорожденных детенышей животных может легко выйти из устойчивого состояния, причем нельзя гарантировать, что после этого она будет давать адекватный ответ в дальнейшем.
12 мая 1999 г., устное свидетельство д-ра Бонни Данбар в сенате США.

Д-р Бонни Данбар, профессор иммунобиологии, более 25 лет занималась разработкой вакцин и изучала аутоиммунные заболевания, в основном в Университете Бэйлора (частный гуманитарный университет в г. Уэйко, Техас. — Прим. ред.) в США, когда ее брат и два ее лаборанта пострадали от обязательной на их работе вакцинации от гепатита B, которая нанесла непоправимый вред их здоровью. Она очнулась, оказавшись лицом к лицу с реалиями вакцинного вреда.

Если говорить о новорожденном человеке, приведенную выше цитату необходимо рассматривать в контексте всех физиологических и иммунологических изменений во время беременности, рождения и первых лет жизни.

Также важно очень внимательно взглянуть на разницу между догмами и тем, что мы знаем и чего еще не знаем. Слово "наука" часто не является синонимом выражения "точно доказанный факт". Я бы хотела предупредить, что слишком хорошо осведомлена о том, сколь многого врачи не знают, и насколько сильно это влияет, изменяет или превращает в посмешище то, о чем им известно, и об этом я сегодня могу рассказать.

Гены

Во-первых, я хочу поговорить о генах, поскольку они имеют отношение к предмету нашего обсуждения. "Вакциномика" отчасти занимается выяснением того, какие гены отвечают за то, что у людей не развивается иммунитет после вакцинации и болезни. Мы обнаруживаем, по мере того, как узнаём больше, что действие генов часто зависит от диеты: плохое питание приводит к неправильной экспрессии генов и, как следствие, к недостаточному иммунитету. (Экспрессия генов — совокупность процессов, в результате которых происходит считывание и преобразование закодированной в генах информации в молекулы РНК и белки. — Прим. ред.). Одним из известнейших представителей вакциномики в США является Грегори Поланд, ревностный защитник прививок (см. обсуждение вакциномики в "Уколе за уколом").

Некоторые генетики в конечном итоге приходят к выводу, что не гены как таковые определяют восприимчивость к заболеваниям и координируют развитие иммунитета. Внешняя среда регулирует экспрессию генов и осуществление их функций

Профессор Стив Джонс, генетик, уверен, что доказана ошибочность идеи о том, что лишь несколько генов являются ключевыми при избавлении мира от таких болезней, как рак и диабет.
Ученые приступили к поиску генов-изгоев, ответственных почти за все современные болезни, надеясь, что в этих болезнях повинна лишь небольшая часть генов, и после их обнаружения можно будет приступить к лечению.
Но в процессе поиска они все яснее понимали, насколько сложным может оказаться лечение. Отдельные гены редко и мало говорят о реальном риске заболевания, и исследователи обнаружили, что на развитие болезни значительно влияют диета и окружающая среда. http://www.telegraph.co.uk… /Genetic-magic-bullet-cures-have-proven-a-false-dawn.html

Другими словами, так как гены не статичны и действуют не как автоматы с жесткой программой, то правильный вопрос, который следует задать, был бы следующим: какие именно факторы влияют на экспрессию генов и нарушают ее?

Все люди знают или должны знать, что основа здоровой жизни ребенка закладывается во время беременности, но сколько беременных женщин и их партнеров действительно понимают, насколько важны эти недели беременности для всей жизни ребенка? И сколько людей действительно понимают, что забота о правильном питании и крепком здоровье должна начинаться задолго до беременности, в важном подростковом периоде? Многие ли молодые матери понимают, какие удивительные изменения происходят внутри их организма, и, скажем откровенно, многие ли специалисты здравоохранения в состоянии объяснить им все это? Я уверена, что не многие!

Беременность

В 1989 году Керстин Увнас-Моберг, внимательно изучив свои собственные четыре беременности, написала работу "Кишечный тракт в период роста и репродукции"2. Она описала, как полипептиды3 "глубоко влияют не только на сам процесс пищеварения и метаболизм питательных веществ, но также на эмоции и поведение. Ни на каком этапе жизни эти физиологические функции не бывают столь важными, как в период роста и репродукции".

Нормальная активность желудочно-кишечного тракта в течение беременности, очевидно, меняется, чтобы координировать все важные изменения в материнском организме, и в результате происходит специфический набор веса для специфических целей.

Холецистокинин тормозит транспорт пищи из желудка в кишечник, увеличивает интенсивность расщепления питательных веществ в желудке и их поступление в кровоток. Он также стимулирует высвобождение желчи из желчного пузыря и секрецию ферментов поджелудочной железы. (Холецистокинин — гормон, вырабатываемый слизистой двенадцатиперстной и тощей кишок. — Прим. ред.). Повышение уровня холецистокинина в первом триместре беременности вызывает тошноту, острое чувство голода, головокружение и усталость, характерные для этого периода, что нацелено на снижение физической активности и позволяет организму функционировать должным образом. Работа без отдыха в течение беременности нарушает физиологическое функционирование организма в условиях повышенного уровня холецистокинина. После третьего месяца уровень холецистокинина постепенно снижается, но остается выше обычного, обеспечивая оптимальное пищеварение и содействуя активизации анаболизма и набору веса.

Секретин стимулирует секрецию бикарбоната, нейтрализующего желудочную кислотность, вызывает утолщение слизистой кишечника и действует как гормон роста. (Секретин — гормон, образующийся в верхнем отделе тонкого кишечника и в поджелудочной железе. — Прим. ред.)

Соматостатин уменьшает желудочно-кишечную моторику и блокирует секрецию соляной кислоты в желудке и желчи в желчном пузыре, таким образом ингибируя усвоение питательных веществ и действуя как антагонист холецистокинина и гастрина. (Соматостатин — гормон, ингибирующий деятельность многих других гормонов — Прим. ред.)

Пейеровы бляшки в кишечнике матери увеличиваются в размерах в два раза, чтобы впоследствии установить связь кишечник-молочные железы и передать новорожденному необходимые фрагменты бактерий, заключенные внутри мононуклеарных клеток. (Пейеровы бляшки — узелковые скопления лимфоидной ткани, располагающиеся в толще слизистой оболочки и в подслизистой основе тонкой кишки. — Прим. ред.) Заметно изменяется подвижность костей беременной. Изменяется работа ее иммунной системы, чтобы подавить врожденную реакцию отторжения "трансплантата", каким теперь для нее стал ребенок. Радикально изменяются все принципы функционирования ее тела. Многие женщины также упоминают "кашу в голове" во время беременности. Это все части одного процесса.

Ребенок учится переваривать пищу, регулярного заглатывая амниотическую жидкость в первые месяцы беременности. В результате происходит секреция эмбрионального гастрина и соматостатина, которые выделяются подобно тому, как это происходит после кормления грудью.

Хотелось бы знать, предназначено ли это и для сохранения амниотической жидкости постоянно "чистой".

Отсутствие питательных веществ или серьезное снижение их поступления во время беременности и/или любые нарушения при их всасывании несут риск для здоровья ребенка и могут нарушать внутриутробное развитие.

Примеры последствий отсутствия или дефицита питательных веществ:

  • Дефицит фолиевой кислоты у матери приводит к возникновению дефектов нервной трубки: без фолиевой кислоты ДНК, копируя себя, делает это с ошибками, что в итоге приводит к неправильной репликации или экспрессии тех или иных генов.
  • Дефицит селена и магния у матери снижает способность шейки матки к раскрытию в процессе родов. Этот факт, похоже, хорошо известен только ветеринарам.

Прекрасно сказано, что "питание матери и ее метаболическое окружение определяют не только репродуктивность, но также жизнеспособность и здоровье в долгосрочной перспективе"4. Данные, полученные в Голландии в период голода во время Второй мировой войны, показывают, что голодание в первом триместре беременности приводит к увеличению риска возникновения ишемической болезни сердца во взрослом возрасте. Голод во время второго триместра приводит к увеличению вероятности возникновения болезней почек; голод на поздних сроках беременности — к низкой массе тела при рождении и нарушению глюкозо-инсулинового гомеостаза.

Существует огромное количество работ, в которых было изучено, что происходит внутриутробно и после рождения при отсутствии различных питательных веществ. К сожалению, основной упор делается на то, чтó можно предпринять в раннем детстве для смягчения нарушений, возникших во время беременности. Хотя, казалось бы, основным приоритетом должно быть обучение беременных женщин правильному питанию в нужное время.

Несколько примеров вмешательств:

  1. Применение некоторых антидепрессантов5 увеличивает вероятность развития дефектов межпредсердной перегородки; соединение определенных ингибиторов обратного захвата серотонина с бензодиазепинами часто приводит к увеличению риска возникновения сердечных аномалий.
  2. Предродовая депрессия6 сама по себе, без медикаментозного вмешательства, отрицательно влияет на растущий плод, является фактором риска и осложнений беременности, включая выкидыши, преждевременные роды, низкий вес при рождении и уменьшение окружности головы. У младенцев, рожденных у матерей с серьезной депрессией, также чаще встречаются замедление темпов роста в течение первого года жизни, повышенная заболеваемость, смертность, серьезные аномалии развития нервной системы, сердечно-сосудистые заболевания и диабет. Трехкратное увеличение уровня кортизола у матери может оказывать влияние на плод до второго триместра.

Исследование показало, что предродовую депрессию вызывает слишком бедная диета и однообразие в еде или консерватизм в пищевых предпочтениях. Хотя авторы НЕ собирали информацию о питании матерей, они тем не менее отметили, что будущие исследования помогут оценить значение качества питания матери как ведущего фактора влияния предродовой депрессии на развитие плода!

Лучшая информированность матерей поможет обеспечить беременность в хорошем состоянии здоровья и с отличной диетой, и питание по крайней мере не будет вызывать депрессии.

В продолжающемся исследовании, о котором сообщалось в "Cанди стар таймс", было обнаружено, что стрессовые гормоны во время беременности способствуют рождению робких, тревожных и неуравновешенных детей7. Профессор Майкл Мини также установил, что синдром дефицита внимания, страх, беспокойство, чрезвычайная робость, социальные фобии и шизофрения могут быть вызваны стрессом матери и недостаточным питанием плода в процессе внутриутробного развития. Его исследование рассматривало, как можно решить эти проблемы при помощи хороших навыков родителей и лучшего воспитания.

Возможно, нам следовало бы обратить внимание на причины столь частого беспокойства и стресса матерей, и особенно на те причины, что возникают из-за требований так называемой лучшей акушерской практики.

Беспокойство матери во время беременности иногда может иметь связь с астмой у ее детей. В работе говорится, что есть свидетельства наличия количественной зависимости одного от другого, однако механизм этого взаимодействия остается спорным8. Предполагается два возможных пути: прямое эпигенетическое воздействие и нарушение нейроэндокринной регуляции. Пренатальный стресс вызывает изменения в работе гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, что ведет к запрограммированным изменениям реакции на стресс после рождения, изменяет характеристики цитокинов или эпигенетическую регуляцию глюкокортикоидного гена и приводит к изменению метилирования генов, связанных с астмой. (При помощи метилирования генов регулируется их экспрессия. — Прим. ред.)

  1. Использование антацидов для подавления изжоги или с другой целью на любом сроке беременности увеличивает выработку специфических IgE к пищевым продуктам9–10. (IgE способны осуществлять защитную функцию в организме, но обуславливают многие аллергические реакции. — Прим. ред.)

Иными словами, экспрессия генов является прямым ответом на сигналы окружающей среды.

Влияние антацидов не удивительно, если детально разобраться в балансе питательных веществ, иммунологическом и кислотно-щелочном балансе кишечника. В статье утверждается, что "используемые матерью для подавления кислотности антацидные лекарства значительно увеличивают риск возникновения астмы у детей". Механизм предотвращения пищевой аллергии таков, что подавление кислотности желудочного сока воздействует на нормальное переваривание пептидов в желудке, изменяет кислотность (рН), что может в свою очередь привести к изменению кишечной флоры, сенсибилизации (повышенной чувствительности. — Прим. ред.) за счет IgE и усилению иммунного ответа по Th2-типу у ребенка, что значительно увеличивает риск развития астмы.

После рождения еще в течение в среднем двух лет рН не достигает уровня взрослого человека, что вынуждает скептиков задаваться вопросом, не могут ли такие лекарства как зантак, назначаемые младенцам для лечения повышенной кислотности и желудочно-кишечных рефлюксов, вызвать аллергию. Нельзя вмешиваться подобным образом так не вовремя и не думать о негативных последствиях.

  1. Антибиотики во время беременности.
  2. Ацетаминофен (парацетамол. — Прим. пер.) во время беременности.

Другие вмешательства, которые менее очевидны, это искусственные эстрогены, свинец и токсины. В сущности, любые лекарства и прививки во время беременности могут привести к проблемам.

Единственная надежная иммунная защита, которую получает новорожденный до момента рождения, это антитела типа IgG, к бактериям и вирусам, передающиеся через плаценту.

Рождение

Момент рождения является краеугольным камнем в развитии здорового иммунитета даже у "здоровых" детей.

То, каким образом ребенок родился, оказывает существенное влияние на все, что происходит в течение первых двенадцати месяцев его жизни. Несмотря на это, многие врачи и матери все еще рассматривают кесарево сечение как вопрос "выбора".

Естественные роды

Рождение через естественные родовые пути — первый в жизни стресс для новорожденного, во время которого происходит целая серия важных событий, способные глубоко и долговременно влиять на ребенка.

Катехоламины во время родов запускают абсорбцию жидкости из легких и обеспечивают эластичность легких. Секреция катехоламинов заставляет жидкость из легких во время родов абсорбироваться, так что как только ребенок будет готов, его грудная клетка расширится и кислород начинает поступать через легкие. Таким образом, не возникает дисфункции "влажных легких".

Катехоламины расширяют бронхиолы, усиливают кровообращение в жизненно важных органах, мобилизуют процесс расщепления жира с образованием жирных кислот для использования митохондриями (в митохондриях происходит их окисление, в результате чего выделяется энергия. — Прим. ред.) и защищают ребенка от таких уровней гипоксии, которые могут стать причиной серьезных проблем даже во взрослом возрасте. Исследование показало, что указанное выше сочетается с быстрой колонизацией [бактериями] поверхности слизистых оболочек и кожи в процессе родов, в результате чего у новорожденных высвобождается IL6, способный влиять на иммунную систему, терморегуляцию и поведение11. (Цитокины — небольшие белковые информационные молекулы, с помощью которых осуществляется связь между всеми клетками иммунной системы. Цитокин выделяется на поверхность клетки А и взаимодействуют с рецептором находящейся рядом клетки В. Таким образом от клетки А к клетке В передается сигнал, который запускает в клетке В дальнейшие реакции. Группа цитокинов, синтезируемых в основном лейкоцитами, называется интерлейкинами. Один из них, IL-6, интерлейкин-6, стимулирует энергию для повышения температуры тела при воспалении. — Прим. ред.)

Но самым важным является то, что процесс прохождения через родовые пути активирует иммунную систему новорожденного (особенно в отношении грамположительных и грамотрицательных бактерий), для того чтобы защитить его, когда он впервые попадает в окружающую среду, и запустить процесс обучения иммунной системы12.

Роды через кесарево сечение

Выбор кесарева сечения вместо естественного рождения приводит к следующим проблемам:

  1. "Влажные легкие", которые могут являться причиной развития тахипноэ (учащенного дыхания. — Прим. ред.) и нарушения дыхательной функции в первые дни жизни, а также подвергаться заселению опасными патогенными бактериями, вызывающими инфекционные заболевания.
  2. Колонизация кишечника различными бактериями, преимущественно с рук медсестры и врача, из инкубатора или окружения малыша, результаты чего могут проявляться в течение года, независимо от того, будет мать кормить грудью или нет. Это может вызвать предрасположенность ребенка к диарее или к сенсибилизации к аллергенам с развитием аллергических заболеваний.
  3. Отсутствие стимуляции и активации иммунной системы для защиты младенца от сепсиса и других инфекционных заболеваний.
  4. Проблемы связи между ребенком и матерью, особенно, если в результате кесарева сечения мать ослаблена, а ребенок вял.

Однако решающим для развития иммунной системы является ОТСУТСТВИЕ колонизации бактериальной флорой, потому что ребенок не прошел через влагалище.

Важность интравагинальной (внутривлагалищной) бактериальной колонизации

Прохождение через естественные родовые пути обеспечивает начало заселения желудочно-кишечного тракта правильной флорой.

Поскольку во влагалище женщины репродуктивного возраста содержится свыше 170 штаммов бактерий13 и дрожжей, это отнюдь не то, что "не имеет большого значения". Хотя по какой-то причине большинство акушеров и педиатров почему-то не обращают на это внимания.

Бактерии, полученные во время прохождения через родовые пути, создают механизм, называемый колонизационной резистентностью, защитные свойства которого еще более усиливаются немедленным прикладыванием ребенка к груди. Прозрачная жидкость, заглатываемая ребенком в течение нескольких первых часов жизни, помогает распространению бактерий и запускает перистальтику (много ли докторов и матерей на самом деле понимают, что эта прозрачная жидкость достаточно обильна и несет важную функцию?). Образование прямой связи между молочными железами и кишечником матери запускает синтез секреторных IgA к бактериям, вирусам и пище в ее кишечнике и обеспечивает их перенос в ее грудное молоко (подробнее об этом будет рассказано далее). (Иммуноглобулины А, IgA, содержатся преимущественно в секретах слизистых оболочек, секретах легких, мочеполовых путей и желудочно-кишечного тракта, где обеспечивают защиту от микроорганизмов поверхностей, сообщающихся с внешней средой. — Прим. ред.)

Как недавно сообщили Хансон и соавт., "сочетание в организме новорожденного еще не достигшей равновесного состояния и достаточного разнообразия микрофлоры, способной нести полноценную защитную функцию, и иммунной системы, которая также еще в значительной степени недоразвита, потенциально опасно для ребенка"14.

Haканссон и соавт. установили в 2003 году, что гастроэнтерит характерен большей частью для младенцев, рожденных посредством кесарева сечения, в сравнении с остальными детьми, и что число госпитализаций по поводу астмы и гастроэнтерита в этой группе также выше15 . Далее они пишут:

Дети, рожденные естественным путем, имеющие братьев или сестер, рожденных посредством кесарева сечения, имеют больше госпитализаций в детстве по сравнению с детьми, рожденными естественным путем и не имеющими братьев или сестер, рожденных при помощи кесарева сечения. Мать, которой сделали кесарево сечение, с большей вероятностью будет желать или требовать другие медицинские вмешательства, причем не только для себя, но и для своих детей.

Авторы считают этот "факт" помехой при изучении связи отсроченной заболеваемости в детстве со способом рождения.

Исследователи также предполагают, что увеличение окружности головы в результате родов с помощью вакуум-экстрактора может быть связано с увеличением IgE в сыворотке крови и астмой, "выдвинув гипотезу о том, что внутриутробно происходит 'программирование', которое может повлиять на будущую заболеваемость индивида".

Весь процесс запрограммирован таким сложным образом, что какое-либо вмешательство в любое время будет оказывать непредсказуемое воздействие.

После рождения

Рождение ребенка — первый шаг в переключении иммунитета из состояния иммунной депрессии, существующей внутриутробно (профиль Th2), к адаптивной защитной системе, преимущественно клеточной и основанной на клетках Th116. (Главная роль в иммунном ответе принадлежит лейкоцитам. Среди них различают В-клетки, образующие антитела, и Т-клетки, часть которых уничтожает зараженные вирусом клетки — это Т-киллеры, а другая, Т-хелперы, организует взаимодействие между клетками, осуществляющими иммунный ответ, в том числе помогая В-клеткам в образовании антител. Т-хелперы делятся на два класса, Th1 и Th2, в зависимости от того, какие цитокины они вырабатывают. Цитокины, выделяемые Th1-клетками, подавляют Th2-клетки и наоборот. Т-киллеры и Th1-клетки отвечают за клеточный иммунитет, уничтожая внутриклеточные патогены с помощью активированных макрофагов, а Th2-клетки отвечают за гуморальный иммунитет, синтезируя антитела, нейтрализующие внутриклеточные патогены и их токсины. — Прим. ред.)

Прежде чем мы двинемся дальше и рассмотрим, какие эпигенетические явления могут возникнуть после рождения, давайте сосредоточимся на некоторых специфических изменениях, происходящих в жизни ребенка в течение первых лет жизни.

Экспрессия генов = преобразование информации, закодированной в генах, в новые молекулы, необходимые для выполнения различных функций в клетках. Мне стало известно, что в первые четыре года жизни при экспрессии генов, проиллюстрированной на графике ниже, резкое повышение уровня чего-либо, что может изменить экспрессию генов, способно вызвать у некоторых детей эффект, подобный тому, как если кто-то вставит металлическую трубу между спицами колеса велосипеда, движущегося на полном ходу.

Image
Рис. 1

Младенцы подвергаются большому количеству разных воздействий, которые могут влиять на экспрессию генов. Соединения, в состав которых входит алюминий и тиомерсал являются мощными блокаторами экспрессии генов. То же самое можно сказать и о других химических веществах и многих безобидных с виду бакалейных продуктах.

Развитие детского мозга

К моменту рождения мозг ребенка содержит около 100 миллиардов нейронов. Затем очень скоро наступает "синаптическое изобилие", образуются триллионы контактов (синапсов), связывающих эти нейроны. Как только ребенок начинает изучать окружающий мир и адаптироваться к нему, в регуляцию этого процесса включаются молекулы транскрипционного фактора (CREB)17, которые заставляют разрастаться сеть из похожих на проводки волокон, называемых аксонами, которые соединены с амебообразными структурами, называемыми дендритами. Их растущие кончики снабжены специфическими детекторами, похожими на наши радары и сонары, способные обнаруживать специфические белки, выделяемые аксонами. Они работают до тех пор, пока аксоны не соединятся. Как только соединение произошло, начинают быстро появляться нервные волокна, и мозг младенца наполняется квадриллионами таких соединений. Эксперименты на животных показали, что чем богаче окружающая среда, тем большее количество синапсов на один нейрон образуется в мозге новорожденного.

Уровень метаболизма взлетает, митохондрии переходят в режим интенсивной работы, и потребность в основных питательных веществах, таких как минералы, витамины и, в частности, витамин С, становится критически важной.

При рождении мозг не миелинизирован. Миелинизация начинается со спинного мозга, затем оболочкой покрывается ствол головного мозга и лобные доли. Этот процесс полностью завершается в 20-30 лет. Он происходит медленно, что позволяет сохранить пластичность и возможности для изменений.

Возраст с 6 до 12 месяцев — это период, когда очень быстро происходит развитие равновесия, рефлексов и осанки. Эмоции, передача и ответ, т. е лимбическая система головного мозга, возникает в течение первых трех лет жизни. В этот период дети растут и учатся очень быстро.

Пластичность мозга

Все, что "вставляет палки в колеса" в особый период экспрессии генов в головном мозге, может привести к трагическим последствиям. Вы спросите, каким именно?

В 2003 году было высказано мнение, что аутизм и синдром Ретта являются результатом "нарушения постнатальной или адаптивной синаптической пластичности"18. Автор описал, как мутации двух различных нейролигинов, происходящие при аутизме, отражаются на адгезивных молекулах постсинаптической клетки, часть из которых, как известно, взаимодействует с β-нейрексином, и эти молекулы кодируются тремя большими генами, образующими α- и β-изоформы, в зависимости от типа промоутера.

"…α-нейрексины имеют большое значение для кальций-зависимого высвобождения нейромедиаторов… нейролигин 1 стимулирует пресинаптическую дифференциацию и восстановление синаптических везикул путем кластеризации молекул β-нейрексина". Автор завершает статью таким словами: "…Некоторые их этих сигналов будут прямо или косвенно регулировать генные продукты, участвующие в развитии аутизма. Эти взаимодействия могут происходить в синапсах или регулировать работу синапсов". (Нейролигины и связанные с ними нейрексины — белки, участвующие в образовании синаптических контактов между нейронами. Мутации генов, кодирующих их синтез, меняют структуру этих белков и понижают или полностью блокируют их способность устанавливать полноценную связь между нейронами. — Прим. ред.)

Image
Рис. 2. Схематическое изображение пирамидальных нейронов головного мозга здорового человека, мозга больного аутизмом и синдромом Ретта. При аутизме тело клетки маленькое и снижено ветвление дендритов. Аналогичные изменения встречаются при синдроме Ретта наряду с сокращением базиллярных дендритных ветвлений. Указанные изменения являются незначительными и происходят у небольшой части нейронов в определенных отделах мозга при каждом из расстройств (50, 81).

В этом нет ничего удивительного, если вы знакомы с проблемами детей, имеющих расстройства аутистического спектра. Два года спустя другой исследователь заявил:

Генетические аномалии, включая точечные мутации и хромосомные перестройки, в локусах, соответствующих генам синаптических белков, нейролигина и PSD95, связаны с развитием аутизма… Изменения уровней экспрессии нейролигинов, которые могут возникнуть in vivo как результат полиморфизма числа копий генов, могут привести к сдвигу от возбуждения к торможению в интактном мозге. Нарушение этого баланса может быть достаточным не только для изменения локальных функций, но также связей между отделами головного мозга, что влечет за собой проблемы развития и поведения19 .

Другими словами, автор рассматривает различные молекулярные и клеточные механизмы, которые регулируют формирование, функционирование и созревание синапсов.

Во многих статьях рассматриваются различные идеи, например, о том, что нейрексины являются ключевыми молекулами при развитии отделов мозга, связанных с формированием речи20. Проблема, конечно же, в том, что часто, когда рассматривается какой-то один ген, "микроделеции и микродупликации обнаруживаются примерно в 1 % случаев аутизма"21. (Микроделеции и микродупликации — потеря или удвоение небольшого участка хромосомы. — Прим. ред.) В статье далее говорится, что генетические данные подтверждают роль нейронных молекул клеточной адгезии, в результате чего возникает "недоподключенность" у лиц с аутизмом вследствие "структурных и функциональных разъединений отделов мозга". Авторы рассматривают специфические генетические варианты, участвующие в формировании физической структуры и функциональных связей отделов мозга, и заявляют:

Эта информация может дополнить результаты исследований, посвященных эпигенетическим модификациям и анализу факторов риска окружающей среды, а также дать более глубокое понимание молекулярных основ болезней аутистического спектра и способствовать ускорению разработки ранних превентивных и корректирующих стратегий.

Совсем недавно генетики решили, что добились больших успехов, найдя несколько генов с варьирующим числом копий, кодирующих нейронные молекулы клеточной адгезии… или контролирующи убиквитиновую деградацию: "Данный факт указывает, что эти две важные генные сети, экспрессирующиеся в клетках центральной нервной системы, могут оказывать влияние на генетическую предрасположенность к аутизму"22. (Каждый белок после осуществления своей функции в клетке деградирует, т. е. расщепляется. Белки, которые необходимо расщепить, "помечаются" путем присоединения к ним небольшого белка убиквитина. Расщепление осуществляет белковый комплекс — протеосома. — Прим. ред.)

Авторы идентифицировали семь полиморфных по числу копий генов (число копий которых сильно варьирует. — Прим. ред.), участвующих в развитии нейронов:

Система убиквитин-протеосома работает с пред- и постсинаптическими компартментами (компартмент — часть нейрона. — Прим. ред.), регулируя различные процессы в синапсах, в том числе высвобождение нейромедиаторов, переработку синаптических везикул в пресинаптических терминалях и динамические изменения в дендритных шипиках, а также постсинаптическом уплотнении (PSD).

(Постсинаптическое уплотнение — белковая структура, образующаяся при физической деформации нейронов. — Прим. ред.)

Это прекрасно проиллюстрировано выше, на рисунке Зогби (рис. 2).

Авторы также утверждают:

Участие убиквитина в обороте компонентов синапса, таких как нейронные молекулы клеточной адгезии, в процессе, включающем функционально зависимую регуляцию пластичности синапсов, представляет собой механизм, связывающий эти две важные генные сети.

Когда вы думаете об огромном количестве работы, которую совершает мозг, вы должны понимать, что в мозге постоянно происходит множество экспрессий генов. Современные генетические методы, имеющие высокое разрешение, существующие в настоящее время, судя по всему, показывают, что

множество различных генов участвуют (очевидно, с помощью разных механизмов) в реализации сходного пути развития нервной системы, приводящего к формированию аутического фенотипа…

Авторы пишут:

Нейрексины и нейролигины связываются друг с другом в просвете синаптической щели, при этом нейрексин встроен в пресинаптическую мембрану, а нейролигин — в постсинаптическую. Это взаимодействие существенным образом влияет на обе стороны синапса…23

Говоря проще, все, что так или иначе вмешивается в процесс экспрессии генов в головном мозге, будь то химические вещества, добавки, лекарства или вакцины, может нанести ущерб ребенку.

В одном исследовании в 2009 году рассматривался еще один ген, встречающийся только у 12,5 % аутистов. Однако интересным было то, что некоторые гены, имеющие специфичные для аутичного фенотипа отличия по числу копий, участвуют в работе фосфатидилинозитол-сигнальной системы и глутаматергических синапсов24. (Речь идет о химических синапсах, в которых медиатором, т. е. переносчиком сигнала, служит химическое вещество. — Прим. ред.)

Их работа была связана с "функциональными изменениями в генах и связанными с ними нейронных сетях". Куско рассказывает о множестве различных областей генома, каждая из которых, как правило, встречается лишь у небольшого процента людей, и о том, как сильно они отличаются:

Обнаружение множественных необычных вариантов числа копий [определенных генов], связанных с расстройствами аутистического спектра, специфичных для каждого пациента, также отражает сложность и многофакторный характер аутического фенотипа. Поиск генетических и геномных изменений по всему геному в настоящий момент необходим для получения более детальной информации о генетической основе аутических фенотипов.

С такими темпами они будут рассматривать гены ближайшие 50 лет или около того… что иллюстрирует, что для генетиков важнее их иллюзии, будто причиной болезни является ген, нежели реальность, показывающая что нечто вмешивающееся или отсутствующее вызывает изменения в генах и их продуктах. Вероятно, легче по-прежнему обвинять ген, а не искать то, что изменило его. Если бы исследователи сосредоточили свое внимание на том, что изменяет функции генов, НЕ значит ли это, что нужно также изучать влияние накопления соединений ртути у матерей, амальгам во рту, антибиотиков, питания, прививок и т. д.? Обо всем этом можно говорить как о "вмешательстве в [работу] генов или отсутствии его".

Четкая синхронизация передачи сигналов и согласованность функций головного мозга, а также анализ окружения имеют решающее значение для младенцев. Экспрессия генов в головном мозге, как было показано выше, происходит в буквальном смысле со сверхзвуковой скоростью. Мозг новорожденного очень восприимчив как к недостатку питательных веществ, так и воздействию химических веществ, потому что оба этих фактора могут привести к изменению числа копий [генов], что изменяет уровень экспрессии таких генов. Это в дальнейшим приводит к нарушениям в развитии.

Развитие мозга после пяти лет

Умение выполнять задачи совершенствуется между 6-10 годами, а в дальнейшем все остальное строится на базе этих навыков.

Примерно к 18 годам пластичность мозга заметно снижается за счет распада соединений и синапсов, которые редко используются. "Используйте, или потеряете их". Дети, к которым редко прикасаются и которых редко поощряют, имеют мозг на 30 % меньший, чем у их сверстников. В возрасте трех лет мозг у запущенных детей и детей, с которыми жестоко обращаются, в значительной степени настроен на опасность. Под воздействием подобного стресса формируется шаблон поведения, а специфическое развитие мозга следует тому, что в технике называют фиксированной разводкой.

Все это происходит для того чтобы облегчить возвращение иммунной системы к функционированию на базе Th1 с упором на врожденное звено защиты, накопление питательных веществ и других "помощников" для выполнения огромной многозадачной работы, необходимой для оптимизации синаптического изобилия.

оглавление Оглавление   Следующая следующая часть