Марксисты против гомеопатии

Резолюция Президиума Общества врачей марксистов-ленинцев о гомеопатии


Медицинский работник, 1932, № 15

Сегодняшнего читателя, вероятно, немало позабавит эта ахинея, написанная к тому же на ломаном русском языке. Опубликовав в официальном печатном органе медиков СССР это воззвание к расправе над гомеопатами, неуклюже, но вполне в духе того времени замаскировав его под "резолюцию", марксисты-ленинцы в белых халатах ожидали, что с ненавистным конкурентом на рынке врачебных услуг будет покончено, но просчитались. Ныне их эстафету приняло новое поколение представителей "классового подхода", которые называют себя "сторонниками научно-доказательной медицины". Теорию и практику своей любимой игрушки, с которой они никак не могут наиграться уже несколько десятков лет, "доказательные врачи" обращают на борьбу с гомеопатией, акупунктурой, фитотерапией и прочими вредоносными направлениями медицины, отвлекающими трудящихся от обращения к "правильным" врачам за научно-обоснованным лечением, и платы за него своими трудовыми деньгами. Именно это и есть то главное, что периодически подвигает очередных борцов за единую и неделимую научную медицину, вне зависимости от их партийной принадлежности, отправляться на бой с гомеопатией. — А. К.


1.

Гигантские успехи социалистического строительства под руководством коммунистической партии и ее ленинского ЦК, приведшие к построению фундамента социалистической экономики в З-м году первой пятилетки, дали возможность XVII всесоюзной партконференции поставить задачу построения бесклассового, социалистического общества во 2-й пятилетке.

Эти успехи обеспечили резкое улучшение жизненного материального культурного уровня рабочего класса и широких масс трудящихся, выразившееся в резком понижении смертности как обшей, так особенно детской, снижении общей заболеваемости, что содействует быстрому росту населения и ведет к увеличению производительных сил страны.

Эти колоссальные успехи, естественно, вызывают бешеное сопротивление классовых врагов как внутри, так и вне СССР, принимая самые разнообразные формы: прямого вредительства и сложных форм идеологического воздействия на рабочий класс.

2.

Несмотря на отставание здравоохранения от потребностей социалистического строительства (пост. ЦК ВКП(б) от декабря 1929 г.), мы имеем ряд крупных достижений в области здравоохранения: большой рост сети здравпунктов на производстве, рост поликлинической квалифицированной помощи, рост коечной сети, санитарной организации, развертывание колхозной сети здравоохранения, развертывание сети специальных видов медицинской помощи и сети домов отдыха, санаторий, курортов и т. д. Развертывание социалистического наступления на фронте здравоохранения вызывает бешеное сопротивление враждебных пролетариату остатков кулацко-капиталистических элементов, отражением которого являются правый уклон как главная опасность на данном этапе, "левацкие" загибы в теории и практике здравоохранения и примиренчество к уклонам от генеральной линии партии и гнилой либерализм.

Выражением обострения классовой борьбы на фронте здравоохранения за последний период являются развенчанные "теории" "советской изношенности", "теория" Вигдорчика о "повышенной заболеваемости" трудящихся, механистические извращения в области московской теории и практики диспансеризации, "генетические теории" оздоровления населения — меньшевиствующих идеалистов в медицине.

3.

Не случайно поэтому, что в период обостренной классовой борьбы внутри СССР и готовящейся войны капиталистического мира против СССР, мы имеем у нас оживление капиталистических, антипролетарских идеалистических течений в области медицины и здравоохранения. В капиталистическом мире оккультизм, мистика и знахарство, находящие "научное" обоснование в последних работах европейских профессоров (Крель, Ашнер, Лик, Кречмер и др.), пышно расцветающие на почве всеобщего кризиса капитализма, явно идут на перекличку с остатками капиталистических классов в СССР, и, пользуясь недостаточной классовой бдительностью и гнилым либерализмом некоторых наших советских работников, пытаются получить печатную трибуну (полуоткрытая защита интуитивизма на ст. "Клинической медицины", полумистическая работа проф. Оганесова, механизм и меньшевиствуюший идеализм, нашедшие себе место на стр. журнала "Врачебное дело", оживление деятельности гомеопатов и т. д.).

Особо следует остановиться на гомеопатах, пытающихся присвоить себе звание научного течения в медицине и завоевать не только медицинскую аудиторию.

"Научные" "основы" гомеопатии разработаны Ганеманом (конец XVIII в. и начало XIX в.) и покоятся на учении Ван Гельмонта о "жизненной силе" как носительнице и созидательнице жизненного процесса. Это виталистическое течение уходит корнями в идеализм Лейбница с имманентной целесообразностью и гармонией его монад возглавляемых монадой монад — божественной силой. Отрицание гомеопатами причинности болезни и признание важности только за субъективными симптомами обнаруживают поповский характер их философии (аналогия с Беркли — отрицание причинной связи явлений). Гомеопаты в капиталистических странах прямо подчеркивают свое лечение с "божественным промыслом".

Таким образом, в основном учение гомеопатов идеалистическое, антинаучное, даже мистичное. Ряд "работ" гомеопатов (Дункель, Персон, Рудницкий и др.) вместе с открытым идеализмом представляет похлебку еще из механизма. Дункель — о равновесии, как имманентном для организма процессе; сведение жизненного процесса к явлениям катализа и ферментации Персоном, а Гипари даже договаривается до отождествления гомеопатии с марксизмом и большевизмом (Гипари).

Абсолютизирование малых доз антинаучно и метафизично, ибо оно ставит знак равенства между всеми лекарствами, тогда как мы знаем, что различные дозы одного и того же лекарства действуют различно. И малые, и большие дозы лекарств имеют отличные качественные действия и применения в различных терапевтических случаях. Документы ("научные" работы гомеопатов, история болезни и др.) свидетельствуют об антинаучной, идейной бедности гомеопатов.

4.

Лечение симптомов, а не больного человека, одинаковый подход к одинаковому симптому независимо от сущности процесса есть политическое выражение враждебности гомеопатии классовому пониманию болезни задач здравоохранения. Это есть протест против классовости в медицине Не случайны симпатии остатков господствовавших прежде классов к гомеопатии, их афиширование со стороны церковников и "бывших" людей, равно как не случайно наибольшее влияние гомеопатов вне пролетарских центров

Гомеопатия перерастает из антинаучного в антипролетарское, политически враждебное нам течение.

5.

Недостаточность научной критики и борьбы за разоблачение антинаучных принципов гомеопатии окрылил гомеопатов, и они имеют тенденцию к консолидации, к организации не только кафедр, но к перенесению по мысли, например, Гипари, в Москву интернационала гомеопатов. Кроме отмеченных политических корней, питающих гомеопатию, последней объективно помогает также иногда невнимательный подход к больному в наших органах здравоохранения, формализм и уравниловский штамп в отношении любого больного.

Это зачастую отдает в руки гомеопатов известные круги рабочих и колхозников, которые при другом отношении к ним и не обращались бы к гомеопатии.

6.

О-во врачей марксистов-ленинцев на основании всего изложенного считает:

1. Антинаучный, политически враждебный нам характер гомеопатии требует от нас и от НКЗ четкого отношения к о-ву гомеопатов как к организации, враждебной соц. строительству, в соответствии с чем поставить перед НКЗ вопрос о нецелесообразности утверждения данного о-ва.

2. Необходимо всемерно разоблачить подлинную знахарскую сущность гомеопатии перед широкими массами трудящихся, использовать широко ученых специалистов.

3. Со стороны НКЗ должно быть проявлено четкое отношение к гомеопатам как к знахарству.

4. Лечебно-профилактические учреждения НКЗ и научная общественность должны развернуть решительную борьбу с гомеопатией во всех ее проявлениях и одновременно усилить воспитательную работу среди врачей, как по формированию диалектико-материалистического мировоззрения, так и за более внимательное отношение к больным со стороны врачей.