Д-р Вильям Тейлор (США)

Image

Г. Н. Гернзи и его концепция ключевых симптомов


Перевод д-ра Софьи Айсиной (г. Москва)
Вильям Тейлор практикует гомеопатию с 1988 г. Зав. кафедрой гомеопатии в Национальном колледже натуропатической медицины (NCNM) в Портленде (штат Орегон). Автор ряда книг и многочисленных публикаций в гомеопатической периодике.

Оригинал по адресу http://www.wholehealthnow.com/homeopathy_pro/wt7.html

 

Часть I

 

Я дебютировал в гомеопатической практике в 1827 году, когда наша группа располагала только "Чистой Материей медикой" основателя нашей школы и несколькими публикациями об излечениях в "Архиве Штапфа" (Stapf's Archiv) и "Практических сообщениях" (Praktischen Mittheilungen). При столь ограниченных средствах мы должны были продвигаться как можно дальше лишь усердным и внимательным изучением лекарств с уже известными нам на тот момент патогенезами и знакомиться с характерными симптомами и специфическими признаками для того, чтобы воспользоваться ими в терапевтических целях, когда представится соответствующий случай для лечения. Эта немалая работа могла бы никогда не завершиться, если бы Материя медика того времени содержала то большое количество лекарств, которое предлагается начинающему практиковать гомеопатию в настоящее время. В то время количество известных лекарств не превышало шестидесяти, и только двадцать из них были испытаны надлежаще углубленно и правильно, и в наших силах было основательно, без особых проблем изучить их.

В то время было возможно такое тщательное изучение нашей Материи медики, какое, к сожалению, недоступно новичку в гомеопатии сейчас. Заваленный огромным количеством препаратов и клинических наблюдений, он едва знает, какой путь приведет его хотя бы к одному лучу света в разверзшемся перед ним хаосе…

Г. Г. Г. Яр "Сорок лет практики"

Я помню, как несколько лет назад, сидя с талантливым и опытным гомеопатом, я хвастался перед ним моим экземпляром недавно выпущенной "Конкордантной Материей медикой" Франcа Вермюлена. Гомеопат бегло просмотрел книгу и вернул мне, сказав: "Я не знаю, что делать с написанным в ней, для меня это слишком много". Сегодня в нашем арсенале порядка 800 достаточно хорошо описанных препаратов и вероятно много больше с узкими сферами применения. У некоторых зарегистрированы тысячи симптомов. Как можно все это систематизировать и работать с таким "огромным количеством препаратов и клинических наблюдений"? Каким образом найти "луч света в разверзшемся хаосе", когда перед тобой объемистый том Материи медики?

Уже на ранних этапах развития наших искусства и науки, Ганеман понимал эту потребность, и просил создать указатель симптомов для систематизации наших знаний по Материи медике. Счастливая мысль Беннингхаузена разложить симптомы на составляющие по степеням, позволила создать то, что у нас теперь есть в виде исторического и современного гомеопатического репертория. Использование Беннингхаузеном степени симптома в анализе случая, как уже обсуждалось в предыдущих частях этой серии, привнесло некоторый порядок в хаос, свойственный нашей массивной Материи медики. К прошлым и современным новаторам в нашей традиции, таким известным, как Дж. Т. Кент, Джордж Витулкас, Раджан Шанкаран, Пол Хершку и другим, предлагавшим новые пути организации информации в нашей Материи медике, чтобы сделать ее понятной и полезной для определения подобнейшего средства, и к их подходам я хотел бы обратиться в будущих частях этой серии. Одним из самых первых методов в этом направлении была концепция ключевых симптомов лекарственного средства Г. Н. Гернзи.

Генри Невилл Гернзи

Генри Невилл Гернзи родился в Рочестере, штат Вермонт, в 1817 году. Получил медицинскую степень в Нью-Йоркском университете в 1842 г., в 1856 г. переехал в Филадельфию, а впоследствии стал профессором акушерства в Гомеопатическом медицинском колледже Пенсильвании (который слился с Ганемановским медицинским колледжем в 1869 г.). Он является автором таких произведений, как "Применение принципов и практики гомеопатии в акушерстве" и "Ключевые симптомы Материи медики".

Генри Невилл Гернзи

Собрание ключевых симптомов гомеопатической Materia medica включает несколько классических трудов: Г. Н. Гернзи "Kлючевые симптомы Материи медики", A. фон Липпе "Kлючевые симптомы гомеопатической Материи медики", A. фон Липпе "Kлючевые симптомы и лейтмотивы Materia Medica", C. M. Богер "Характерные симптомы Беннингхаузена", C. M. Богер "Синоптический ключ к Материи медике", Г. К. Аллен "Основные показания к назначению и характеристики ведущих гомеопатических препаратов со сравнением их патогенезов", Дж. Г. Кларк "Основные симптомы Материи медики". Далее несколько превосходных современных сборников: Р. Моррисон "Настольный справочник ключевых и подтверждающих симптомов", С. Р. Фатак "Материя медика гомеопатических лекарств". Как и любое интересное и полезное начинание, использование ключевых симптомов было опошлено и неверно использовано многими, как и во времена Гернзи, так и позднее. Возможно, мы все встречали гомеопатов, преподносящих себя как "назначатели по ключевым симптомам": "Он тип Sulphur — горячий и грязный", "Я лишь бросил один взгляд на трещины в углах его рта и дал ему Acidum nitricum" и т.п. Таким подходом идея Гернзи настолько опошляется, что становится почти бесполезной. Однако уделив немного внимания тому, что Гернзи действительно имел в виду, мы получаем отличное дополнение к нашему багажу различных стратегий анализа случая.

В предисловии к "Применению принципов и практики гомеопатии в акушерстве" Гернзи утверждает: "План лечения некоторым может показаться довольно нестандартным, и на первый взгляд, может быть, даже спорным, поскольку представляется, что назначение делается по одиночным симптомам, хотя в действительности это не так. На самом деле нужно определить некоторый выраженный характерный симптом, который окажется ведущим. Если в "Symptomen Codex" (книга д-ра Г. Яра. — прим. перев.) находится этот симптом, то и все другие тоже наверняка будут там".

Чем отличается пристальное внимание к единственному (ключевому) симптому от назначения по одиночным симптомам?

Давайте поручим вам рассказать кому-то, как выделить Мэг Райан из толпы на вокзале. Вы могли бы вооружить его списком из 6 или 10 рубрик "Mэг Райан" из репертория кинозвезд:

  • Рост: меньше 180 см, от 150 до 160 см.
  • Глаза: голубые
  • Лицо: улыбающееся, приятное
  • Впечатление: женственная
  • Голос: мелодичный, с восходящей интонацией на слове "люблю", когда говорит: "Я люблю тебя".

Возможно, вам повезет. Однако скорее всего проинструктированный вами вернется с 57-ю возможными вариантами, и среди них может не оказаться Мэг! (помните, у нее длинные волосы в "Бессоннице в Сиэтле"; они то светлые, то черные, то русые, то рыжие в "Джо против вулкана", и у нее по-мужски короткая стрижка в "Мужестве в бою").

Как мы можем придать хоть какой-то порядок хаосу вокзальной толпы и меняющейся внешности Мэг, чтобы найти тот самый луч света, который приведет нас к цели наших поисков?

Гернзи напоминает нам: "Безусловно, в каждом случае заболевания это то, что исключительным образом определяет этот случай или отличает его от любого другого"1.

Что же касается Мэг, то мы можем найти такую ключевую характеристику в особой выразительности углов ее рта. Будет ли она единственным человеком на вокзале с таким признаком? Возможно, нет. Но вооруженный для поисков такой характерной чертой, наш встречающий вероятно вернется только с 4-я или 5-ю вариантами:

  • Одним мужчиной
  • Одной, говорящей по-хорватски
  • Oдной мило располневшей седоволосой дамой из Мичигана с фотографиями внуков
  • Oдним 17-летним ребенком, говорящим: "Во что бы то ни стало..."
  • И одной вполне подходящей под рубрики в первоначальном списке — самой Мэг. С той самой улыбкой.

(Хорошо, хорошо… могу также признать другую свою одержимость — шоколад…).

Действительно мы не располагаем ключевыми симптомами, которые были бы настолько специфичны для назначаемого средства, что могли бы его определить, будучи единственными. У Arum triphyllum точно такие же трещины в местах соединения кожи и слизистых оболочек, как и у Acidum nitricum. Не каждый, кто патологически грязен, нуждается в Sulрhur. Рубрика в репертории Кента с препаратами, у которых встречается давящая на низ боль в матке, помимо Sepia содержит еще 73 средства (92 в "Полном 'Синтезисе'"). Ключевые симптомы не специфичны для лекарства, но это те симптомы, которые обладают наибольшим весом при дифференциации препаратов — улыбка Мэг Райан, полные щеки Ричарда Никсона, ярко-красные тапочки Дороти, ноготки Шерил Дивер. Полная характеристика лекарства требует большей совокупности симптомов, и эта бóльшая совокупность требуется для установления симилиума случая, а ключевые симптомы являются симптомами в пределах совокупности, чтобы наиболее выраженно заявить об индивидуальности наших лекарственных препаратов.

Работа Гернзи о ключевых симптомах вышла из серии лекций, прочитанных студентам Ганемановского медицинского колледжа в Филадельфии между 1871 и 1873 гг. Об этих лекциях он писал: "Преподнести Материю мпедику с почти всеми симптомами каждого лекарства потребовало бы по меньшей мере три последовательных курса лекций, не меньше шести месяцев каждый". Вместо этого он планировал представить ведущие характеристики средств, "чтобы развернуть мышление студента в направлении верного лекарства при назначении больному".

Гернзи описывает ключевые симптомы следующим образом:

Безусловно, в каждом случае заболевания это то, что исключительным образом определяет этот случай или отличает его от любого другого. Таким образом, в выбранном лекарстве должна быть комбинация симптомов, особая комбинация, характерная или даже более того, ключевая. Возьмите первый аккорд на ней, и все остальные легко зазвенят, настроятся и зазвучат1.

Обратите внимание, что ключевые симптомы Гернзи могут рассматриваться как специфические симптомы лекарства, которые непосредственно соотносятся с "поразительными, единственными, необычными и специфическими (характерными) признаками и симптомами" болезни, которые обсуждаются Ганеманом в § 153 "Органона":

При таком поиске гомеопатического специфического средства, т.е. при сравнении совокупных симптомов данной естественной болезни с перечнем симптомов известных лекарств с целью найти среди них искусственное болезнетворное вещество, соответствующее по подобию болезни, подлежащей лечению, следует иметь в виду наиболее поразительные, единственные, необычные и специфические (характерные) признаки и симптомы... поскольку особенно им должны соответствовать очень схожие симптомы в перечне симптомов выбранного лекарства для того, чтобы считать это лекарство самым подходящим для лечения.

Более общие и неопределенные симптомы: потеря аппетита, головная боль, слабость, беспокойный сон, недомогание и т. д., заслуживают лишь небольшого внимания, если они имеют смутный и неопределенный характер и не могут быть более точно описаны, поскольку симптомы такой общей природы наблюдаются почти при каждой болезни и почти от каждого лекарства2.

Часть II

Что такое характерные черты ключевого симптома?

Во-первых, ключевой симптом должен быть резко выраженным симптомом препарата, одним из самых приметных, со значительным соответствием прувингам и клиническим параметрам, требующим это лекарство как подобнейшее. Во-вторых, ключевой симптом должен быть отчасти особенным, не наблюдаемым у большого количества других препаратов. Симптом "давящая вниз боль в тазу, как будто тазовые органы выпадут" может быть отнесен к ключевым симптомам Sepia, так как:

  • он значительно выражен у Sepia, т.к. часто встречается в прувингах и часто в тех случаях, где требуется назначение Sepia [хотя необходимо добавить, что не во всех случаях Sepia, а только тех, где в случае Sepia присутствует дискомфорт в области матки, это основа ее сущности]; и
  • он должен быть выдающимся симптомом только у нескольких других препаратов.

Эти два признака отражаются в репертории наличием симптома как (1) соответствующеговысокой степени выраженности у лекарства и (2) соответствующего относительно малой рубрике.

Я хотел бы еще раз подчеркнуть, как это сделал Гернзи, что невозможно безошибочно назначить средство, основываясь только на "ключевом симптоме". Если кто-то будет выписывать Sepia, опираясь на ключевой симптом "давящие боли в матке", у него будет много ошибочных назначений для пациентов, нуждающихся в Lilium tigrinum, Murex, Platina, Sabina и т.д.

Правильнее будет сказать, что Гернзи предложил использовать ключевой симптом для быстрого выхода на маленькое созвездие средств, имеющих отношение к этому симптому, как самой важной, потенциально высокохарактерной детали случая и лекарства, являющегося подобнейшим для данного случая.

На практике ключевые симптомы можно распознавать и использовать в анализе случая несколькими способами. Может быть, лучше продемонстрировать это на примере небольшого случая.

38-летняя женщина с диагнозом желудочно-кишечного рефлюкса. Она описывала "подъемы" позади мечевидного отростка и нижней части грудины, с кислым вкусом во рту, ухудшение лежа (особенно ночью; ей редко удавалось прилечь в другое время, но если получалось, то появлялись те же симптомы, главным образом если она недавно поела). Она чувствовала, что хорошая отрыжка могла бы облегчить ее симптомы, но отрыжка у нее была редко, а если такое и случалось, то кажущегося облегчения не наступало. Давление в области мечевидного отростка затрудняло дыхание в положении лежа. Она просыпалась через 2 часа после того, как легла спать, чувствуя, что не способна полноценно дышать и ощущая необъяснимую смутную тревогу и грызущий голод в желудке. Она также описала постоянное ощущение, указывая на мечевидный отросток, "как будто я проглотила сваренное вкрутую яйцо, оно застряло у меня прямо здесь".

Для ее случая я взял следующие рубрики (число в скобках отражает количество лекарств в рубрике в "Синтезисе", 8-е изд.):

  • ЖЕЛУДОК — ОТРЫЖКА; ТИП — кислая (166)
  • ЖЕЛУДОК — ОТРЫЖКА — безрезультатная и неполная (80)
  • ЖЕЛУДОК — ОТРЫЖКА — лежа хуже (5)
  • ДЫХАНИЕ — ЗАТРУДНЕНИЕ — лежание — во время (107)
  • ОБЩЕЕ — ЕДА — после (189)
  • ЖЕЛУДОК — ЯЙЦО; ощущение, как будто проглотил (1)
  • СОН — БЕСПОКОЙНЫЙ — голод, во время (10)
  • ПСИХИКА — ТРЕВОГА — ночью — полночь — перед

Ниже представлена обычная реперторизация по количеству симптомов и их степени.

Image

Sulphur, Lycopodium, Phosphorus, Graphites и т.д. возглавляют количественную реперторизацию, но все они пропускают наиболее поразительный, особенный, "auffallend" симптом случая — ощущение сваренного вкрутую яйца, засевшего позади мечевидного отростка.

Используя RADAR, такому симптому можно придать особую значимость несколькими путями:

Усиление значимости малых рубрик (Small Rubrics)

Чтобы придать бóльшую значимость малым рубрикам, необходимо выборочно придать значимость тем рубрикам, которые должны наиболее высоко характеризовать исключительность симптома (и следовательно малость рубрики):

Image

Вероятно, лучший вариант с увеличением значимости и извлечением ключевых симптомов в анализе получится при использовании опции Выдающиеся (Prominence) в RADAR. Опцией Выдающиеся мы уточним наиболее заметные средства в каждой рубрике — применяя формулу, придающую большее значение средствам, выделяющимся в анализе, по принципу чем бóльшая степень у симптомов в меньшей рубрике, тем более уникальны симптомы.

Image

Увеличение значимости ключевого симптома

Если в вашем анализе симптом распознается как занимающий ключевую позицию, можно обозначить это подчеркиванием, когда он выбран, или позже, когда соберете все рубрики в буфере обмена. Чтобы увеличить значимость симптома ощущения крутого яйца в этом случае, выберите эту рубрику в репертории и используйте команду "+", чтобы переместить эту рубрику в буфер обмена, сменив на 3 или 4, чтобы она приняла значение 3-х или 4-х подчеркиваний в вашем анализе:

Image

Изменение значимости

Если рубрика была уже выбрана без увеличения значимости, значимость может быть изменена помещением рубрики в буфер обмена, нажатием "Вернуть" (Return) и выбором значимости в меню "Интенсивность симптома" (Intensity of Interrogation) окна "Выбрать опции редактирования" (Take Edit Options):

ImageImage

Image

 

 

 

 

 

 

Реперторизация теперь будет отражать ту значимость, которую вы придали этому необычному симптому:

Image

Элиминация, основанная на ключевом симптоме

В заключение, если вы рассматриваете в своем анализе симптом как ключевой, можете выбрать элиминировать на основе этого одного симптома (2-х или 3-х ключевых симптомов). Это делается в окне "Выбрать опции редактирования" (Take Edit Options), как и выше, отметив галочкой Элиминация (Elimination) в окне "Качества" (Qualifications):

Image

 

Image

Лишь в редких случаях вам придется работать этим методом с рубрикой, содержащей только один препарат, как я это сделал выше. Используя элиминацию по ключевому симптому как стратегию анализа, что бывает полезным, когда необходимо выдвинуть ключевой симптом на первый план, не стоит забывать о неотъемлемом риске. Хотя я действительно хотел бы видеть этот симптом, принадлежащим препарату, выбранному для этого случая, благодаря элиминационной реперторизации я остался с единственным препаратом для обдумывания на последнем этапе разбора — этапе, когда необходимо обратиться к Materia medica для дифдиагноза между ведущими препаратами.

При разборе этого случая также существует вероятность совершить ошибку в отношении самого ключевого симптома. Когда эта пациентка описывала ощущение "сваренного вкрутую яйца", застрявшего в кардиальной области, я с трудом смог усидеть на стуле, вспомнив, как задолго до этого изучал этот один из самых известных ключевых симптомов нашей Материи медики, такой характерный признак Abies nigra.

Хотя ключевой симптом выбрасывает Abies nigra на первое место в анализе, представленном выше, было все еще необходимо подтвердить ее сходство по совокупности симптомов случая, т.к. совокупность симптомов все-таки перевешивает этот уникальный отличительный симптом. Abies nigra можно также найти в рубриках: [ДЫХАНИЕ — ЗАТРУДНЕНИЕ — лежание — во время], [ОБЩЕЕ — ЕДА — после] и [СОН — БЕСПОКОЙНЫЙ — от голода], которые подтверждают хорошее соответствие выбранного средства совокупности симптомов случая. Я не беспокоился из-за отсутствия этого лекарства в четырех других рубриках, отобранных для этого случая, так как все-таки это довольно "малое" средство, представленное только в 97 рубриках "Полного синтетического репертория", содержащего более 9000 рубрик на каждый из ведущих препаратов в обычной реперторизации. Просмотр Abies nigra в первичной и клинической Материи медики вместе с другими ведущими препаратами, выпавшими при разборе — важнейший заключительный шаг в анализе случая, — подтверждает это средство, как наиболее подобное случаю.

Ключевые симптомы могут включать в себя единичные симптомы, как в примере выше, но они могут также включать и сопутствующие или чередующиеся симптомы, которые оказывают помощь как более сложные ключевые симптомы. Примером этому служит одновременное существование ревматических жалоб, невралгических болей и жалоб со стороны матки у Cimicifuga, чередование ревматических жалоб с сердечными/эндокардиальными симптомами у Kalmia и чередование астматического дыхания с ревматической болью у Dulcamara. Многие из этих типичных ключевых симптомокомплексов записаны именно как рубрики наших реперториев (например, ДЫХАНИЕ — АСТМАТИЧЕСКОЕ — чередуется с — болью; ревматической: (2) dulc, Med) и могут быть включены в рассмотрение случая, как описано выше для простого симптома.

Ключевые симптомы могут быть полезны как ценные признаки, помогающие нам открыть "хотя бы один луч света в разверзшемся перед нами хаосе" для обнаружения подобнейшего лекарства, соответствующего совокупности симптомов случая. Однако, положившись на ключевые симптомы в анализе, необходимо прежде всего иметь в виду, что это лишь вспомогательная стратегия для понимания совокупности симптомов наиболее полным и дающим широкие возможности путем, и она не означает отступления в сторону от обращения к великой неизбежности, совокупности симптомов в любом и каждом случае.

ПРИМЕЧАНИЯ

1  H. N. Guernsey, preface to "Application of Principles of Homeopathy to Obstetrics"
2  S. Hahnemann, "Organon of the Medical Art", 5th / 6th edition, Dudgeon/Boericke translation

© Will Taylor, MD 2001