Интервью с Амарсинхом Д. Никамом

Амарсинх Никам, основатель гомеопатической больницы "Адитья"
Hpathy Ezine, сентябрь 2015 г.

Перевод Елены Загребельной (Фукуока, Япония)
Никам Амарсинх Д. — известный индийский гомеопат, автор нескольких книг. В 1994 году открыл в г. Пуне (Индия) лечебный центр "Адитья" и полнофункциональную гомеопатическую больницу, где пациентам предлагается исключительно гомеопатическое лечение. На сегодняшний день это 80–местная больница с очередью пациентов на госпитализацию.

Оригинал здесь




Лондонский Королевский гомеопатический госпиталь был основан в 1849 году д-ром Фредериком Фостером Куином, первым английским гомеопатом и учеником д-ра Самуэля Ганемана. К сожалению, спустя сто шестьдесят один год в 2010 году он закрылся, или, точнее будет сказать, потерял свой уникальный статус гомеопатического госпиталя. Одна из причин этого грустного события заключалась в том, что последний директор госпиталя, известный д-р Энтони Кэмпбелл, был убежден, что гомеопатия — это "просто вид психологической помощи", и скептически относился ко всем "заблуждениям" гомеопатов по поводу эффективности гомеопатии1. Предлагаемое ниже интервью убедит читателя в том, что к закрытию Лондонского Королевского гомеопатического госпиталя привели неумелое руководство и нехватка практического мастерства, а вовсе не недостатки гомеопатии.

В полную противоположность этому, у индийского гомеопата д-ра Амарсинха Д. Никама хватило предприимчивости или, вернее, смелости, рискнуть своими заработком и репутацией и открыть первую полностью оборудованную частную больницу, в которой предлагается исключительно гомеопатическое лечение. Гомеопатическая больница и оздоровительный центр "Адитья" были основаны в 1994 году в г. Пуне в Индии. Сейчас больница представляет собой лечебное учреждение на 80 коек, и пациенты записываются в очередь на госпитализацию. Интервьюер захотел выяснить, что же это за больница, в которой лечат исключительно гомеопатией, и попросил у основателя больницы д-ра А. Д. Никама о встрече. Последний любезно выделил для нее два часа времени воскресным утром.

Интервью превратилось в оживленную беседу, которая многое прояснила. Оно получилось легким и интересным, поскольку хотя и интервьюер, и интервьюируемый свободно говорят по-английски, их родной язык — маратхи, и к тому же они оба любят поэтический язык урду, на котором д-р Никам может экспромтом сочинять стихи! Надо сказать, что д-р Никам производит впечатление весьма многогранной личности: он врач, предприниматель, писатель, любитель животных, учитель, социальный работник, продюсер кинофильмов, а более всего — человек, полный сочувствия к другим.

Ашок Раджгуру. Д-р Никам, я хотел бы поблагодарить вас от имени Hpathy за то, что вы согласились дать это интервью.

Д-р Амарсинх Д. Никам. Рад приветствовать вас у себя в больнице. С удовольствием отвечу на ваши вопросы.

Не могли бы вы вкратце рассказать о концепции гомеопатической больницы?

Есть много больниц, гордящихся тем, что в группе их консультантов есть и консультанты-гомеопаты. Эти гомеопаты выполняют замечательную работу, помогая пациентам со множеством хронических болезней. Но они работают только в определенные часы. Когда кончается отведенное им время работы в клинике, они "закрывают свою лавочку" и отправляются домой. Уже в первые мои студенческие годы я чувствовал, что гомеопатия должна иметь собственную полнофункциональную больницу, пациенты которой получали бы только гомеопатическое лечение 24 часа в день 7 дней в неделю 365 дней в году даже в экстренных случаях — точно так же, как в любой другой больнице.

Вы хотите сказать, что ваша больница обеспечивает и неотложную помощь пациентам? Не могли бы вы привести пример?

Вы, конечно, согласитесь, что максимально неотложная помощь необходима при остром сердечном приступе, когда на счету каждая минута. Наша больница занимается любыми неотложными состояниями, будь то острый перикардит, кардиомиопатия, эндокардит, инфаркт миокарда, острая почечная недостаточность, острый аппендицит — короче, любая болезнь, которую только можно вообразить, требующая срочной медицинской помощи и госпитализации. Мы также занимаемся лечением рассеянного склероза, невралгии тройничного нерва, псориаза, опухолей головного мозга и многих других подобных заболеваний, при которых пациенту мало что может предложить общая больница или отделение специализированной помощи. У нашей больницы имеется машина скорой помощи, так что пациентам не нужно тратить время, чтобы добраться до нас. На сегодня нам удалось обеспечить успешное лечение свыше 3000 больным с сердечными заболеваниями. В своей книге "Гомеопатическая больница? Да!"2 я описал типичных больных, обычно поступающих к нам в больницу и проходящих у нас лечение. Во всех случаях нам удалось продемонстрировать эффективность гомеопатии не только тем, что "пациент почувствовал себя лучше", но и результатами обследований и клиническими данными.

Это очень интересно, потому что люди никогда не связывают гомеопатию с оказанием неотложной медицинской помощи. Вы хотите сказать, что не делаете никаких уколов, не даете болеутоляющих средств и проч.?

Совершенно верно. В нашей больнице нет уколов, мы не вводим внутривенно физраствор и не делаем других вещей, которые люди полагают неотъемлемым атрибутом больничного лечения. Но это отнюдь не означает, что мы работаем на примитивном уровне. Мы располагаем самыми современными диагностическими средствами, чтобы понять патологию и процесс заболевания. Мы даже наблюдаем за больными с помощью системы видеонаблюдения, чтобы понять симптомы, модальности и особенности, которые, возможно, не удалось выявить во время опроса пациента.

Это поразительно! Мне хотелось бы знать, с чего все это началось. Расскажите нам о вашем детстве и о том, как вы стали гомеопатом.

Я из семьи врачей. Мой дед д-р Виттхал Никам был аюрведическим врачом, а мой отец д-р Даттатрая Никам был гомеопатом. В детстве я босиком играл с друзьями, и мы забирались в разные колючие кусты, когда играли в прятки. Часто шипы этих растений впивались нам в ноги. Однажды один какой-то особенно большой и острый шип вонзился мне в ногу, и мне было очень больно. Друзья отнесли меня в клинику моего отца, находившуюся неподалеку. Боль была очень сильна, и я спросил отца, не будет ли мне еще больнее, если он вытащит шип. Я умолял его: "Разве нет такого лекарства, которое могло бы просто вытолкнуть шип из ноги?" Он только улыбнулся, дал мне несколько сладких шариков и велел идти домой. К моменту, когда я начал спускаться по ступеням лестницы клиники, я заметил, что шип исчез, а с ним и боль! В тот вечер я и решил, что тоже хочу стать доктором, который лечит пациентов, не причиняя им боли и вреда.

Отец отправил меня в одну из лучших школ Пуны, а затем я пошел учиться в Медицинский колледж Кхамгаона, директором которого был известный гомеопат д-р Кавишвар. С самого первого дня в колледже у меня было желание открыть собственную больницу, в которой пациентов лечили бы только гомеопатией. Почти все считали это сумасшедшей юношеской фантазией. Закончив обучение, я проходил интернатуру в крупной общей больнице. За два года работы врачом в ней я понял, что до исполнения моей мечты еще далеко. Мне нужно было накопить много опыта и знаний о болезнях и патологии, о клинических процедурах, но прежде всего о пациентах и их страданиях. Кроме того, создание больницы и руководство ею означает необходимость управлять ресурсами, людьми, финансами и решать огромное количество других вопросов, которые встречаются в любом предпринимательском деле.

А что вы делали после интернатуры?

В течение 14 лет после этого я работал в разных частях штата Махарастра: в маленьких деревнях, в районных больницах, в клиниках в маленьких городках. Я работал с самыми разными людьми — жителями деревень, представителями разных племен, фабричными рабочими, а также с богатыми и известными людьми! Но человеческие страдания остаются одними и теми же, как бы ни складывалась ваша жизнь. Благодаря этому я смог приобрести приличный клинический опыт и убедиться в эффективности гомеопатии даже у больных с тяжелой патологией. Через 14 лет я вернулся в Пуну и начал практиковать там. В это время я уже чувствовал себя достаточно уверенно, чтобы открыть собственную больницу. Меня энергично поддержали некоторые видные граждане, доброжелатели и члены моей семьи, и в 1994 году я открыл гомеопатическую больницу "Адитья" в деревне Пимпри в Пуне. Сейчас у нас 80 коек, а через несколько дней мы переедем на новое место неподалеку отсюда, где в новом оснащенном по последнему слову науки корпусе мы сможем разместить 120 стационарных больных. Мне помогает команда из десяти врачей-гомеопатов, а им помогает множество молодых специалистов.

В наши дни люди испытывают кризис доверия по отношению к медицине. Современная медицина заработала себе плохую репутацию из-за страданий и финансовой эксплуатации, которым подвергаются пациенты. Гомеопатия сейчас нужна более чем когда-либо, так как она не приносит вреда, это щадящий способ лечения, болезнь излечивается полностью, и эта система очень доступна в финансовом отношении. Пациенты, которые лежат в общих палатах нашей больницы, платят всего 300 рупий (меньше пяти долларов США) в день, включая стоимость лекарств.

В чем секрет вашего успеха? Как вам удалось преуспеть там, где другие потерпели поражение?

(Смеется.) Никакого секрета здесь нет. Нужно только следовать принципами философии, которым учит Ганеман. Все просто. Это один из наиболее точных и гарантированных путей к успеху. Верно ведь, что принципы, которым учит "Органон", так же справедливы сегодня, как и 250 лет назад? Разве прувинги наших лекарств не дадут сегодня тех же самых результатов, которые можно было получить 200 лет назад? В наше время в современной медицине каждые несколько лет возникает новая теория, объяснение или мнение. Конечно, нам нужно углублять наши познания о человеческом организме и болезнях. Но эти познания принадлежат не только аллопатам. Это часть медицины, и она принадлежит всему человечеству.

Практикующий гомеопат должен полностью доверять гомеопатии и верить в нее. Я называю эти понятия "три 'а'", и с маратхи их можно условно перевести как веру, поддержку и уважение или почтение3. Нужно знать и уважать ограничения каждого целительного искусства. Ни одно целительное искусство не полно, мы все должны учиться друг у друга. Если вы стремитесь быть целителем, то вы должны испытывать сострадание, а также полностью доверять Создателю и Защитнику. Я никогда и ничего не скрываю от тех, кто желает узнать что-либо о гомеопатии или изучить ее. Мои студенты имеют доступ ко всем историям болезни и всем моими записями, поэтому они могут ознакомиться с теми ошибками, которые я допускал, и с тем, как развивалась болезнь до того, как больного начинали лечить. Я написал книги, в которых описал свою методологию. Говорю вам, это очень просто, и здесь нет никаких хитростей (смеется).

Не могли бы вы вкратце описать свою методологию? Могут ли другие гомеопаты добиться такого же успеха, как и вы?

Как я уже сказал, нужно всего лишь следовать основным положениям гомеопатии. Мы должны смотреть на полную совокупность симптомов. Во время беседы с пациентом нужно внимательно наблюдать за ним, за тем, как он выражает себя, как выбирает слова, и слушать его рассказ. Из этого нужно извлечь этиологию, общие симптомы, модальности (особенно временны́е модальности), ощущения, любые характерные особенности и необычные симптомы, относящиеся к заболеванию. Потом обратить внимание на температурные модальности и миазмы. А после того как все это будет сделано, принять во внимание симптомы, связанные с психикой.

Вы упомянули температурные модальности и миазмы. Вы написали две книги на эту тему. Не могли бы вы подробнее рассказать о температурных модальностях?

Опыт научил меня, что температурные модальности очень важны при выборе лекарства. Как я определяю, каковы температурные модальности лекарства? Я много занимался исследованиями на эту тему, изучив результаты лечения своих пациентов, и разделил лекарства на "жаркие", "зябкие", "скорее жаркие", "скорее зябкие" и "двойственные" на основе рубрик, указывающих на температурные модальности. Если вы заглянете в мою книгу4, то увидите, что я выбираю рубрики на основе того, что можно сказать о каждом конкретном лекарстве с точки зрения его принадлежности к этим пяти типам. Мы не можем сказать, не глядя, к какому типу относится данное лекарство, к "жаркому", "зябкому" или какому-то другому, мы должны видеть эти симптомы у пациента и видеть, отражены ли они в этом лекарстве. В своей книге я свел в таблицу 284 лекарства, и с большим успехом использую эти принципы в своей ежедневной практике. Температурные модальности лекарств спрятаны в других их модальностях. Они связаны с приятными и неприятными ощущениями пациента и их легко выяснить. Они также связаны с клеточным метаболизмом, который исключительно точно характеризует человека. Использование этой информации в качестве фильтра очень помогает в работе.

А что вы можете сказать о миазмах? На эту тему много рассуждают, теоретизируют, высказывается много новых взглядов. Каков ваш подход к этому вопросу?

Как я уже сказал, нужно только понимать основные принципы, заложенные Ганеманом. Гомеопатия — не логическая наука. Это наука, основанная только на понимании динамического закона природы и непредвзятых наблюдениях. Людям с трудом удается понять концепцию миазмов, потому что они плохо разбираются в патофизиологии и болезнях. Поэтому студенты должны изучать анатомию, физиологию и патологию, понимать, какую информацию могут дать основные диагностические процедуры о миазмах, а затем определять, какое лекарство сработает. Сейчас благодаря Интернету даже наши пациенты довольно хорошо знают патологию! Наша работа в качестве гомеопатов заключается в том, чтобы знать, какое лекарство будет подобнейшим для этого состояния. Миазм выражается в том, как развивается болезнь, и здесь патология оказывается хорошим путеводителем. Ганеман получил образование аллопатического доктора, и даже в те времена он хорошо разбирался в болезнях, их симптомах и патологии. В каждом лекарстве есть проявления всех миазмов — псорического, сикотического, туберкулинового и сифилитического. Неверно относить какое-то конкретное лекарство только к одному миазму. Точно так же каждая болезнь проходит через разные миазматическии стадии. Например, кожные болезни или высыпания могут свидетельствовать о прохождении болезни через любой из этих четырех миазматических типов.

Не могли бы вы проиллюстрировать это на каком-либо примере?

Возьмите, например, лекарство Carbo vegatabilis. Здесь мы встречаем вздутие живота, которое может быть из-за легкого недомогания (например, из-за неосмотрительности в питании), из-за ожирения, из-за цирроза печени или из-за спленомегалии — каждое из этих состояний относится к разному миазматическому типу, но подобнейшим может оказаться одно и то же лекарство, если полная совокупность симптомов соответствует данному больному. Каждая из этих патологий имеет свою этиологию. Неосмотрительность в питании может быть отражением желания какой-то конкретной пищи, что помогает больше узнать о состоянии пациента. В своей книге о миазмах5 я составил таблицу из свыше тысячи часто встречающихся клинических состояний и показал, как патология и ход заболевания связаны с миазмами. А также я снова рассмотрел 284 лекарства и связанные с ними клинические проявления миазматических состояний. Как и с температурными модальностями, мы можем использовать детали, относящиеся к миазмам, чтобы отбирать лекарства при дифференциальном анализе (имеется в виду дифференциальный диагноз в гомеопатическом смысле, т. е. выбор лекарства путем сравнения со сходными препаратами. — Прим. перев.). Мой опыт показывает, что если миазм и температурные модальности не соответствуют пациенту, то лекарство не будет работать. Нельзя назначать лекарство по одной патологии, но патология является хорошим путеводителем при определении миазматического состояния.

Что вы думаете о новых миазмах, источниках и концепциях, которые преподают многие современные гомеопаты?

Как я уже упоминал выше, в моей практике не возникало необходимости обращаться к чему-либо помимо того, чему учил Ганеман. Гомеопатия основана не на предположениях, теории или логике. Она основана на понимании динамических законов природы, на наблюдениях во время прувингов и на опыте, который мы накапливаем во время работы в клинике. Человеческий ум постоянно пытается найти закономерности там, где их нет, тогда как прувинги и опыт, получаемый при работе в клинике, это непредвзятые наблюдения. В нашей больнице мы занимаемся всеми видами болезней, всеми стадиями патологии и всеми патологическими состояниями, любыми пациентами — бедными и богатыми, мужчинами и женщинами.

А где студент, изучающий гомеопатию, может получить информацию такого рода?

Для того чтобы уяснить концепцию миазмов надо очень внимательно читать "Хронические болезни" Ганемана. Кроме того, "Словарь гомеопатической Материи медики" Кларка и "Ведущие симтомы" Геринга — это прекрасные работы, по которым можно изучать симптомы в их связи с заболеваниями, лекарствами и миазмами. Кларк был очень хорошим клиницистом, который понимал лекарства и болезни с миазматической точки зрения.

Во время экскурсии по больнице один из ваших ассистентов упомянул, что вы пользуетесь только одной потенцией. Почему? И какой потенцией вы пользуетесь?

Многолетний опыт работы позволил мне заметить, что лучше всего работает тридцатая потенция. Я использую только потенцию 30С. Большая часть прувингов была проведена с этой потенцией, и мой опыт показывает, что она вызывает меньше всего осложнений, а когда нам нужно поменять лекарство на другое, которое хорошо следует за данным, то переход проходит очень легко.

Д-р Никам, мне хотелось бы сообщить нашим читателям, что одна из ваших заслуг — работа в качестве продюсера над первым полнометражным художественным фильмом о гомеопатии. Фильм был создан на языке маратхи. Не могли бы вы рассказать мне что-нибудь об этом?

Фильм называется "Пратисаад", что переводится как "ответ", и это первый полнометражный фильм о гомеопатии6. Директором фильма был Йогеш Госави. У этого фильма был отличный сценарий, и все замечательно поработали для его создания. Он завоевал престижный приз "За лучший художественный фильм об общественной проблеме" на кинофестивале в память Дадасахеба Пхальке в 2010 году. Позднее в том же году он был подан в официальной заявке на фильм на маратхи на Международный кинофестиваль в Торонто7. Этот фильм — автобиографическая история из моей жизни как врача-гомеопата, и он описывает те трудности, с которыми мне пришлось столкнуться, начиная с нападок прессы, высмеивающей гомеопатию, и заканчивая родственниками пациентов, которые играют на руку тем, кто заинтересован в очернении гомеопатии. Я очень рад, что фильм имел такой успех, поскольку это помогло мне эффективным способом донести на простом и понятном языке весть о гомеопатии до обычных людей. Я регулярно пишу статьи в периодические издания на маратхи и выступаю по телевидению, чтобы информировать о гомеопатии широкую публику.

Теперь я хотел бы спросить вас о ваших личных интересах и проектах. Во время нашего разговора я услышал, как вы цитируете строки из произведений великого поэта языка урду Гхалиба (который был современником Ганемана).

(Смеется.) Да, я люблю Гхалиба — он был одаренным поэтом, глубоко понимавшим людей и их страдания, но при этом сохранявшим чувство юмора! Я также люблю сочинения Санта Тукарама и двустишия святого Кабира. Они в очень лаконичной форме доносят до нас смысл жизни и то, к чему следует стремиться.

Д-р Никам, спасибо вам большое за то, что уделили нам сегодня время и поделились знаниями. Разговаривать с вами для меня было большой честью и большим удовольствием.

Большое спасибо вам, мне было очень приятно познакомиться с вами. Буду рад встретиться снова!

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Lewis A: An Obituary: Royal London Homeopathic Hospital, 1849–2010.
2 Nikam, Dr. AD: Homeopathic Hospital? Yes! Happy Publications, Pune, July 2007.
3 В переводе с санскрита आस्था आधार आदर — астха, адхара, адара.
4 Nikam, Dr. AD: Research in Thermal Materia Medica Happy Publications, Pune, July 2007.
5 Nikam, Dr. AD: The New Research in Manifestation of Miasm — In Disease, Medicine and Mind Happy Publications, Pune, July 2007.
6 Limaye V: рецензия появилась в Hpathy в августе 2010 года.
7 The_Response