Чандран Намбиар (Индия)

Намбиар Чандран

Метод "ощущения–царства" Шанкарана вредит гомеопатии отсутствием фундаментальной научной базы


Перевод Зои Дымент (Минск)
Намбиар Чандран — зоолог и ветеринар, бывший ветеринарный инспектор Департамента животноводства штата Керала (Индия), создатель программы Simillimum Ultra, исследователь и пропагандист гомеопатии.

Оригинал находится здесь




Краеугольным камнем "метода Шанкарана" является классификация лекарств по царствам: животному, растительному и минеральному. Каждое царство привязывается к определенной группе "витальных ощущений". Растительные лекарства применяют у индивидов, имеющих "витальные ощущения" группы "чувствительность", животные — у имеющих таковые "инстинкта выживания", а минеральные — "структурного самосознания".

Прежде всего мы должны проанализировать концепцию лекарственных царств. Лекарственные свойства любого лекарства определяются химической структурой и свойствами отдельных химических молекул, содержащихся в нем. Именно отдельные молекулы лекарств действуют на биологические молекулы, вызывают торможение, молекулярную патологию и соответствующие симптомы. При потенцировании отдельные лекарственные молекулы подвергаются молекулярному импринтингу и, следовательно, именно индивидуальные молекулярные отпечатки действуют в качестве терапевтических агентов. Вне такого молекулярного подхода к нашим лекарственным веществам мы оказываемся жертвой всевозможных ненаучных теорий, вводящих в совершенное заблуждение.

Рассмотрим какое-либо лекарство, принадлежащее к растительному царству. Молекулярный состав, а также химические и лечебные свойства конкретного образца лекарства определяются различными факторами. Оно содержит молекулы, специфические для каждого царства, семейства, рода, вида, конкретной особи и экологического окружения. Часть растения, из которого извлекают лекарственное вещество, также является очень важным фактором. Настойка Nux vomicа, приготовленная из семян, плодов, цветов, листьев, коры или корня чилибухи будет иметь различный молекулярный состав и различные лекарственные свойства. Некоторые молекулы будут общими для всех образцов конкретного растения, а другие окажутся общими для всех образцов, приготовленных из растений определенного вида. Найдутся молекулы, общие для семейства, а также для растительного царства в целом. Растения, принадлежащие к одному семейству, имеют определенные общие гены, которые создают определенные сходные белки и ферменты, что приводит к сходным молекулярным процессам и синтезу сходных молекул. Поэтому в растительном лекарстве содержатся химические вещества, специфические для царства, семейства, рода, вида и индивидуального растения и его тканей.

С этой точки зрения, лекарственные свойства данного лекарственного вещества из растительного царства будут определяться общими свойствами содержащихся в них химических молекул, специфических для царства, семейства, рода, вида и индивидуального растения. Понятно, что было бы ошибочным полагать, будто лекарственные свойства лекарственного вещества могут полностью определяться царством, к которому оно принадлежит.

То же рассуждение применимо ко всем лекарствам, принадлежащим к минеральному или к животному царству.

Когда животные или растительные вещества распадаются или разделяются на отдельные молекулы, на молекулярном уровне они становятся похожими на минеральные лекарства. Существует много лекарств, которые не могут быть включены ни в какое определенное царство. Petroleum (нефть. — Прим. перев.) является минералом, но это продукт распада животных и растительных веществ на дне океана. Acidum aceticum (уксусная кислота. — Прим. перев.) представляет собой минерал, но получается из растительных продуктов. Куда отнести Acidum lacticum (молочная кислота. — Прим. перев.), полученную из молока, к растительным или минеральным лекарствам? Calcarea carbonicum считается минеральным лекарством, но в действительности является "средним слоем устричных раковин" и, таким образом, принадлежит к животным лекарствам. Kreosotum (креозот. — Прим. перев.) представляет собой комбинацию фенолов, полученных из древесины, и как определить, это растение или минерал?

На молекулярном уровне разделительная линия между растительным, животным и минеральным царствами неуместна. Лишь молекулярная структура и химические свойства определяют лекарственные свойства. Точнее, решающим фактором оказываются функциональные группы или фрагменты. Разделение лекарств на основе царств и приписывание этим царствам определенных "ощущений на психическом уровне" совершенно ненаучно и нелогично. Это проявление жалкого уровня научного понимания, которым руководствуются пропагандисты "метода Шанкарана".

"Метод ощущений Раджана Шанкарана" основан на концепции "глубокого уровня витальных ощущений" и соответствующих этим ощущениям лекарственных царств. Этот метод не имеет ничего общего с классической гомеопатией, в которой выбор подобнейшего осуществляется на основе психических, общих физических и частных симптомов с уточнением их этиологии, ощущений, локализации, модальностей и сопутствующих симптомов.

Согласно теории Шанкарана, "структура" является основным ощущением минералов, "чувствительность" является основным ощущением растений, а "выживание" является основным ощущением животных.

В соответствии с этим методом, работа с пациентом включает исследование "глубоких уровней сознания" с помощью побуждения пациента переходить самоанализом от "симптомов" к "глубоким, глубже и еще более глубоким" уровням, чтобы появилась возможность исследовать его основное "витальное ощущение". Затем это "витальное ощущение" используется для определения царства, к которому пациент принадлежит. Лекарства выбираются из этих лекарственных царств.

Наиболее догматическая часть этой теории представлена соотнесением "витального ощущения" с лекарственным царством. На каком основании Шанкаран утверждает, что "чувствительность" является "витальным ощущением растений"? Существует ли какое-либо логическое или научное объяснение такой связи? В нашей Материи медике среди различных лекарств можно найти много животных и минеральных лекарств, имеющих высокую чувствительность. Как можно утверждать, что гомеопат должен игнорировать полноценные прувинги препаратов и Материю медику, заявляя, что "чувствительность" является "витальным ощущением" только растений?

Когда гомеопат говорит, что "чувствительность" является "витальным ощущением растений", это должно означать, что все растительные лекарства вызывают такое характерное ощущение у здоровых людей во время прувингов лекарств. Утверждая, что животным лекарствам присуще "витальное ощущение инстинкта выживания", гомеопат должен привести примеры из Материи медики, чтобы подтвердить это заявление. То же самое касается и "витальных ощущений" минеральных лекарств. Наша Материя медика не дает оснований для вывода, что только растительные препараты вызывают "чувствительность" у испытателей. Существует много животных и минеральных лекарств с высокой "чувствительностью". Если не на основе Материи медики, то каким образом д-р Шанкаран "открыл", что "витальное ощущение чувствительности" является основной характеристикой растительного царства?

Посмотрим на рубрику "чувствительность" в разделе "Психика" репертория Кента:

[Кент] ПСИХИКА: ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ, СВЕРХЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ: Acon., Aesc., Aeth., Alum., Am-c., Anac., Ang., Ant-c., Apis, Arg-n., Arn., Ars., Ars-i., Asaf., Asar., Aur., Bar-c., Bell., Bor., Bov., Bry., Calc., Calc-p., Calc-s., Camph., Cann-s., Canth., Carb-an., Carb-s., Carb-v., Cast., Caust., Cham., Chin., Chin-a., Chin-s., Cic., Cina., Clem., Cocc., Coff., Colch., Coloc., Con., Crot-h., Cupr., Daph., Dig., Dros., Ferr., Ferr-ar., Ferr-p., Fl-ac., Gels., Gran., Hep., Hyos., Ign., Iod., Kali-ar., Kali-c., Kali-i., Kali-n., Kali-p., Kali-s., Kreos., Lac-c., Lach., Laur., Lyc., Lyss., Mag-m., Med., Meph., Merc., Mez., Mosch., Nat-a., Nat-c., Nat-m., Nat-p., Nat-s., Nit-ac., Nux-v., Ph-ac., Phos., Plat., Plb., Psor., Puls., Ran-b., Sabad., Sabin., Samb., Sanic., Sars., Seneg., Sep., Sil., Spig., Stann., Staph., Sulph., Tab., Teucr., Ther., Thuj., Valer., Verat., Viol-t., Zinc.

В этом списке 46 лекарств, принадлежащих к минеральному царству: Alum., Am-c., Ant-c., Arg-n., Ars, Ars-i., Aur., Bar-c., Bor., Calc., Calc-p., Calc-s., Carbn-s., Caust., Cupr., Ferr., Ferr-ar., Ferr-p., Fl-ac., Hep., Iod, группа Kali, Mag-m., Merc., группа Natrum, Nit-ac., Ph-ac., Phos., Plat., Plb., Sanic., Sil., Stann., Suplh., Zinc.

12 лекарств — из животного царства: Apis, Сanth., Сarb-an, Сrot-h., Lac-c., Lach., Med., Mosch., Psor., Sep., Ther.

Оставшиеся 56 лекарств принадлежат к растительному царству.

На каком основании Шанкаран утверждает, что "чувствительность" является "витальным ощущением" растительного царства? Как можно утверждать, что высокочувствительные индивиды нуждаются только в растительных лекарствах? Как подобная теория может называться гомеопатической?

Аналогично, если рассмотреть различные рубрики, относящиеся к "инстинкту выживания" или к "структурным ощущениям", видно, что они не ограничиваются только животными или минеральными лекарствами. Многие растительные лекарства имеют такие симптомы.

Раджан Шанкаран полагает, что СТРАХ является указанием на ВИТАЛЬНОЕ ОЩУЩЕНИЕ, относящееся к "инстинктам выживания", поэтому необходимо лекарство из ЖИВОТНОГО ЦАРСТВА. На основании какой Материи медики он утверждает, что "витальное ощущение страха" указывает на лекарство только из животного царства?

Взгляните на рубрику СТРАХ в репертории Кента:

[Кент] ПСИХИКА: СТРАХ: Absin., Acet-ac., Acon., Aeth., Agar., Agn., Aloe., Alum., Am-c., Anac., Ang., Ant-c., Ant-t., Arg-n., Ars., Ars-i., Asaf., Aur., Bapt., Bar-c., Bar-m., Bell., Bor., Bry., Bufo., Cact., Calad., Calc., Calc-p., Calc-s., Camph., Cann-i., Cann-s., Caps., Carb-an., Carb-s., Carb-v., Cast., Caust., Cham., Chin., Chin-a., Chlor., Cic., Cimic., Coca., Coc-c., Cocc., Coff., Coloc., Con., Croc., Crot-h., Cupr., Daph., Dig., Dros., Dulc., Echi., Elaps., Eupho., Ferr., Ferr-ar., Ferr-p., Form., Gels., Gent-c., Glon., Graph., Hell., Hep., Hydr-ac., Hyos., Hyper., Ign., Iod., Ip., Kali-ar., Kali-br., Kali-c., Kali-i., Kali-n., Kali-p., Kali-s., Lach., Lil-t., Lob., Lyc., Lyss., Mag-c., Mag-m., Manc., Meli., Merc., Merc-i-r., Mez., Mosch., Mur-ac., Murx., Nat-a., Nat-c., Nat-m., Nat-p., Nat-s., Nicc., Nit-ac., Nux-v., Onos., Op., Petr., Phos., Phyt., Pip-m., Plat., Psor., Puls., Ran-b., Raph., Rheum., Rhod., Rhus-t., Rhus-v., Ruta., Sec., Sep., Sil., Spig., Spong., Squil., Stann., Staph., Stram., Stront., Stry., Sul-ac., Sulph., Tab., Tarent., Thuj., Til., Valer., Verat., Zinc.

Посмотрите! 75 лекарств принадлежат к РАСТИТЕЛЬНОМУ ЦАРСТВУ! 54 являются МИНЕРАЛЬНЫМИ лекарствами! Только 9 ЖИВОТНЫХ лекарств! Почему же Раджан Шанкаран утверждает, что только ЖИВОТНЫЕ лекарства показаны при "витальном ощущении инстинкта выживания"? При таком подходе гомеопат, который выбирает только животные лекарства, лишает себя большого количества лекарств, принадлежащих к другим царствам, одно из которых может оказаться настоящим подобнейшим.

Существует много пациентов, "чувствительных на глубоких уровнях", которым может потребоваться животное или минеральное лекарство, если оно выбирается на основе гомеопатического метода совокупности симптомов. Ограничение всех "чувствительных" пациентов растительным царством может привести к пагубным последствиям в лечении.

Раджан Шанкаран утверждает, что СТРАХ является выражением "витального ощущения инстинкта выживания", присущего "теме" или характерной особенности животных. Поэтому в методе Шанкарана используются только животные лекарства для людей, обладающих "глубоко укоренившемся" страхом.

Гомеопатическое понимание лекарственных свойств веществ основано на симптомах, вызываемых у здоровых людей в процессе лекарственных прувингов. Эти симптомы перечислены в нашей Материи медике и реперториях. Подобнейшее ищется путем сравнения симптомов пациентов с симптомами лекарств, что является основой нашего терапевтического принципа "Подобное излечивается подобным".

Посмотрите в РЕПЕРТОРИИ КЕНТА раздел ПСИХИКА, рубрику CТРАХ: Acon., Arg-n., Aur., Bell., Bor., Calc-p., Calc., Carb-s., Cic., Dig., Graph., Ign., Kali-ar., Ars., Lyc., Lyss., Nat-c., Phos., Plat., Psor., Sep. и Stram. являются лекарствами, у которых СТРАХ присутствует в третьей степени.

Так как в соответствии с гомеопатическим методом подобнейшее выбирают на основе нашей Материи медики, эти важные лекарства необходимо рассматривать при лечении пациентов с особенным ощущением СТРАХА.

Но, по мнению Шанкарана, СТРАХ указывает на "витальное ощущение инстинкта выживания", поэтому требуются только животные лекарства. Однако в списке, приведенном выше, лишь Lyssinum, Psorinum и Sepia являются животными лекарствами. Гомеопаты, практикующие метод Шанкарана, будут игнорировать все другие лекарства из этого списка, так как они не являются животными лекарствами. Усиливает ли такой подход гомеопатов или ослабляет их?

Я хотел бы знать, откуда Шанкаран взял идею, что только животные лекарства имеют "страх" и "инстинкт выживания"? Из какого лекарственного прувинга? Из какой Материи медики? Нельзя претендовать на звание гомеопата, игнорируя всю доступную гомеопатическую литературу по Материи медике и создавая Материю медику и симптомы на основе своей фантазии.

Некоторые люди утверждают, что концепции Шанкарана основаны на его наблюдениях. Разве он организовал прувинги всех лекарств и "наблюдал" их симптомы? Он доказал, что симптомы в нашей Материи медике ненадежны? В каком прувинге он наблюдал, что у Sepia, Lyssinum и Psorinum больше "страха", чем у Phosphorus, Belladonna, Stramonium или Argentum nitircum?

Неужели Шанкаран считает, что гомеопат не может излечить пациента, имеющего "инстинкт выживания" и "страх", используя Phos. или Stram., если они оказываются подобнейшим лекарством на основе совокупности симптомов? Следует ли отбросить Phos., так как это не животное лекарство?

Посмотрите на следующие рубрики:

[Кент] ПСИХИКА: БОРЬБЫ, желает: Bell., Bov., Hipp., Hyos., Merc., Sec.

[Kent] ПСИХИКА: СКАНДАЛЬНЫЙ: Acon., Agar., Alum., Ambr., Am-c., Anac., Anan., Ant-t., Arn., Ars., Aster., Aur., Bar-c., Bell., Bor., Bov., Brom., Bry., Calc., Calc-s., Camph., Canth., Caps., Caust., Cench., Cham., Chel., Chin., Con., Cor-r., Croc., Crot-h., Cupr., Dig., Dulc., Elaps., Ferr., Ferr-ar., Fl-ac., Hipp., Hyos., Ign., Ip., Kali-ar., Kali-c., Kali-i., Lach., Lepi., Lyc., Lyss., Merc., Merl., Mez., Mosch., Nat-a., Nat-c., Nat-m., Nat-s., Nicc., Nit-ac., Nux-v., Olnd., Pall., Petr., Ph-ac., Phos., Plat., Plb., Psor., Ran-b., Rat., Rheum., Ruta., Seneg., Sep., Spong., Stann., Staph., Stram., Stront., Sul-ac., Sulph., Tarent., Thea., Thuj., Til., Verat., Verat-v., Viol-t., Zinc.

В соответствии с Шанкараном, "скандальный" и "борьба" указывают на "инстинкт выживания", который требует животных лекарств.

В рубрике "ПСИХИКА: БОРЬБЫ, желает", нет ни одного животного лекарства, за исключением Hipp.

В рубрике "СКАНДАЛЬНЫЙ" животными лекарствами являются Ambr., Aster., Canth., Cench., Cor-r, Crot-h, Elaps, Hipp., Lach., Lyss., Psor., Sep., Spong. и Тarent.

Можно ли утверждать, что все лекарства, отличные от животных лекарств, должны быть исключены при выборе подобнейшего для этого пациента?

В соответствии с Шанкараном, РЕВНОСТЬ является "витальным ощущением животного царства".

Посмотрите на эту рубрику:

[Кент] ПСИХИКА: РЕВНОСТЬ: Anan., Apis., Calc-p., Calc-s., Camph., Cench., Coff., Gall-ac., Hyos., Ign., Lach., Nux-v., Op., Ph-ac., Puls., Raph., Staph., Stram.

Lach. и Hyos. имеют этот симптом в третьей степени. Только Apis, Cench. и Lach. являются животными лекарствами. Anan., Camph., Coff., Hyos., Ign., Nux-v., Op., Puls., Raph., Staph. и Stram. являются растительными лекарствами. Calc-p., Calc-s., Gall-ac. и Phos-ac. — минеральные лекарства.

Если следовать методу Шанкарана, то придется исключить Hyos. при поиске подобнейшего у индивида, для которого ревность является выдающимся симптомом!

Гомеопатические Материя медика и реперторий не подтверждают теорию Шанкарана о том, что лицам с "витальным ощущением ревности" требуется только животное лекарство.

Шанкаран утверждает, что ОТСУТСТВИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ указывает на "витальное ощущение структурного сознания", которое является свойством МИНЕРАЛОВ. Только минеральные лекарства должны рассматриваться для пациентов, проявляющих "витальное ощущение" ОТСУТСТВИЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ.

Посмотрим эту рубрику в репертории Кента:

[Кент] ПСИХИКА: УВЕРЕННОСТИ, недостаток: Agn., Alum., Anac., Anan., Ang., Arg-n., Aur., Bar-c., Bell., Bry., Calc., Canth., Carb-an., Carb-v., Caust., Chin., Chlor., Dros., Gels., Hyos., Ign., Iod., Kali-c., Kali-n., Kali-s., Lac-c., Lach., Lyc., Merc., Mur-ac., Nat-c., Nat-m., Nit-ac., Nux-v., Olnd., Op., Pall., Phos., Plb., Puls., Ran-b., Rhus-t., Ruta., Sil., Stram., Sul-ac., Sulph., Tab., Ther., Verb., Viol-t., Zinc.

Только ANACARDIUM содержит этот симптом в третьей степени. Это РАСТИТЕЛЬНОЕ ЛЕКАРСТВО!

24 лекарства, а именно Agnus, Anac., Anan., Ang., Bell., Bry., Carb-v., Chin., Dros., Gels., Hyos., Ign., Lyc., Nux-v., Oleand., Op., Puls., Ran-b., Rhus-t., Ruta, Stram., Tab., Verb. и Viol-t., являются РАСТИТЕЛЬНЫМИ ЛЕКАРСТВАМИ.

5 лекарств — Canth., Carb-an, Lac-c., Lach. и Ther. являются животными лекарствами.

23 лекарства — Alum., Arg-n., Aur., Bar-c., Calc., Caust., Chlor., Iod., Kali-c., Kali-n., Kali-s., Merc., Mur-ac., Nat-c., Nat-m., Nit-ac., Pall., Phos., Plumb., Sil., Sul-ac., Sul. и Zinc. являются МИНЕРАЛЬНЫМИ ЛЕКАРСТВАМИ.

Maтерия медика или репертории никоим образом не подтверждают теорию Шанкарана о том, что ОТСУТСТВИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ требует только МИНЕРАЛЬНЫХ ЛЕКАРСТВ. Как человек может претендовать на звание гомеопата, создавая теорию и практический метод, в которых полностью игнорируется вся наша Материя медика и прувинг лекарств?

Репутация Шанкарана, опыт или множество последователей не должны помешать нам задавать естественные вопросы. Нам нужны ответы на эти вопросы, так как Шанкаран утверждает, что он гомеопат.

Метод Шанкарана может привести к серьезному искажению и разрушению гомеопатической практики, так как он отталкивает гомеопатов от использования неограниченного потенциала нашей Maтерии медики.

Очевидно, что основной постулат соответствия "ощущения-царство", на котором построен метод Шанкарана, нелогичен и не подтверждается Материей медикой.

Любой может создавать любые теорий. Но ошибочно утверждать, что это гомеопатия.

Раджан Шанкаран приводит случай "опухоли глазного яблока", излеченный Аrgentum nitricum, как пример успешного применения своего "метода ощущений":

У меня был пациент с опухолью глазного яблока, и, по его словам, опухоль вызвала определенную "диспропорцию" в глазах. Затем он описал эту диспропорцию как ощущение несогласованности, и далее говорил о том, что согласованность была самой важной вещью в его жизни, что все должно быть согласовано. Двигаясь дальше в этом направлении, он сказал, что такая согласованность требуется пилоту при пилотировании самолета, или ученому-ракетостроителю, когда он создает ракету. Такая согласованность требуется актеру, когда он создает живой образ на сцене, и привел еще несколько таких примеров.
В какой-то момент он описал ситуацию, когда теща делала что-то за его спиной, и когда я спросил его, что он чувствовал при этом, он ответил, что чувствовал себя очень разочарованным и преданным. Итак, в его истории болезни присутствуют эмоции разочарования и предательства, и может возникнуть соблазн использовать такие рубрики, как "болезни от разочарования или предательства". Но если вы попросите затем описать разочарование, то выявите истинную индивидуальность человека в имеющихся обстоятельствах. Когда кто-то делает за вашей спиной нечто, что не ожидалось, чувство разочарования обычно, а не индивидуально. Ганеман всегда подчеркивал индивидуализацию явления, характерные симптомы.
Итак, когда мы смотрим на разочарование, это недостаточно индивидуально, недостаточно характерно. Продолжим. Когда я попросил его: "Опишите разочарование", он ответил: "Это как если бы кто-то ударил меня кулаком в живот". Это уже индивидуальней. Сделаем еще один шаг. Я попросил его: "Опишите свое состояние, когда вас бьют кулаком", и он сказал: "Я совершенно задыхаюсь". — "Опишите удушье". И все открывается, и вы обнаруживаете, что ощущение удушья присутствует во многих областях его жизни, например, при плавании, в закрытом пространстве и т. д. Это ощущение удушья, наряду с чувством важности согласованности и контроля, как у артиста на сцене или у пилота самолета, приводит нас к Argentum nitricum, которому присущ контроль, согласованность и удушье. Это лекарство излечило опухоль в глазу.
Таким образом, "болезни от разочарования" или "делюзия, что кто-то ударил его кулаком в живот", являются поверхностным выражением. Более глубоким является выражение того огромного чувства удушья, которое он испытывал не только в ситуации со своей тещей, но в каждой области своей жизни. Ощущение, которое так индивидуально и настолько не связано с внешней реальностью, что становится наиболее индивидуализированным симптомом этого человека, как физическим, так и психическим. Это на уровне ощущений.

При анализе приведенного выше выбора лекарства мы должны понять, что Шанкаран на этот раз не использовал свой подход с царствами. Он не утверждает как обычно, что Argentum nitricum был выбран как минеральное лекарство. Вместо этого он говорит, что "ощущение удушья, наряду с чувством важности согласованности и контроля, как у артиста на сцене или у пилота самолета, приводит нас к Argentum nitricum, которому присущ контроль, согласованность и удушье. Это лекарство излечило опухоль в глазу".

Раджан Шанкаран, будучи очень опытным врачом, овладевшим Материей медикой и успешно излечившим тысячи пациентов, мог верно выбрать Argentum nitricum в качестве подобнейшего на основании таких симптомов, как "общее ощущение удушья", "ощущение несогласованности" и, конечно, других многочисленных симптомов и наблюдений, собранных при знакомстве с историей болезни пациента, о которых он не сообщил. Может ли менее опытный последователь Шанкарана, менее сведущий в Материи медике, прийти к Аrgentum nitricum как подобнейшему для этого пациента только на основе "удушья", "несогласованности" и знания того, что пациент нуждается в минеральном лекарстве, согласно теории Шанкарана? Обратите внимание, что Шанкаран не упоминает о царстве, объясняя выбор лекарства в данном случае.

Любой гомеопат, знающий, как работать с пациентом, реперторизировать и выбрать подобнейшее, используя Материю медику, мог бы очень легко выбрать Argentum nitricum для описанного выше пациента на основе классического метода и очень простым способом.

Так как пациент пришел с "опухолью в глазу", обычный гомеопат начал бы с того, что собрал симптомы, относящиеся к глазам и зрению, стараясь собрать также все модальности, ощущения и сопутствующие симптомы, связанные с состоянием глаза и зрения.

"Несогласованность" в глазах, о которой Шанкаран говорит выше, должна быть подробно исследована, чтобы узнать, связана ли она с проблемами аккомодации (дефект аккомодации), слабостью зрения, диплопией, перемежающейся утратой зрения или чем-то подобным. Вспомните, что все эти проблемы со зрением можно найти в Материи медике у Аrgentum nitricum в высокой степени. Проверьте, нет ли хемоза, экхимоза, слезотечения, боли, отека или любых других своеобразных ощущений в глазах, и отметьте модальности. Также необходимо установить наличие ощущения полноты в глазах, косоглазие, модальности тепла и холода. Нужно отметить зуд, изменение цвета, частое протирание глаз и многие аналогичные особенности.

После того как отмечены особенные симптомы, врач определяет психические и физические общие симптомы. То, что Шанкаран интерпретирует как удушье, могло быть описано пациентом как ухудшение в закрытой комнате, желание свежего воздуха, ухудшение в тесных помещениях, генерализованную физическую тревогу, ощущение кома внутри, непереносимость одежды, ощущение сдавливающей повязки вокруг тела и другие такие симптомы. Очевидно, что большинство этих симптомов убедительно указывают на Argentum nitricum.

Что касается психических симптомов пациента, лежащих в основе объяснения Шанкарана, мы можем распознать такие симптомы, как постоянное беспокойство, отчаяние, ощущение, что его предали, печаль, предчувствия, спутанность сознания, ощущение, что он отвергнут родственниками, сосредоточение на прошлом неудачном опыте, делюзия, что его бьют кулаком, чувство покинутости, подавленность и множество подобных симптомов, большинство из которых ясно указывают на Аrgentum nitricum.

Для такого опытного гомеопата как Шанкаран назначение Аrgentum nitricum является очевидным, и для этого нет необходимости обращаться к какому-либо особому методу и приемам, даже реперторизация не нужна. Любой гомеопат, который смог бы собрать эти симптомы, пришел бы к Аrgentum nitricum посредством простой реперторизации. Что касается меня, я бы вышел на Аrgentum nitricum к тому времени, как завершил знакомство с историей этого пациента.

Почему Раджан Шанкаран в таких очевидных случаях претендует на нахождение подобнейшего посредством метода "ощущение-царство", лишь запутывая молодых гомеопатов?

Все современные гуру и мастера придерживаются такого плана игры. Они выбирают правильное лекарство на основе своего знания Материи медики и получают результаты, а затем претендуют на то, что получили свои чудесные результаты благодаря своим "специальным методам", которые они продают! Наивный последователь оказывается обманутым, и его карьера обречена на провал, если он будет пытаться использовать подобные "методы", которым его обучили гуру.

Выполняя свою миссию развития и продвижения научной гомеопатии, я должен обсудить и проанализировать различные существующие гомеопатические теории. Я должен отметить то, что, по моему мнению, не согласуется с современной научной системой знаний. Подобная критика и обсуждения являются частью работы, которой я занимаюсь. В этом нет ничего личного. Я не настроен заранее критиковать кого-то лично. Я анализирую и раскрываю каждую идею, концепцию и метод в гомеопатии, которые препятствуют научному преобразованию последней.

Ранее, когда я организовал обсуждение теории д-ра Виджейкара, моей жизни угрожали новички и знаменитости из группы его приверженцев. Они говорили, что мне нигде от них не скрыться. Затем начались атаки маркетологов, пропагандирующие лечение путем погружения в лекарственный раствор волоса. Продвигающие теорию "энергетической медицины" вели себя аналогично. "Гомеопатическое мировое сообщество" (Homeopathy World Community) удалило все мои статьи со своих страниц, так как они не могли вынести мое разоблачение "мастеров с мировым именем", продвигающих гомеопатию как "энергетическую медицину", а практику гомеопатии — как часть их "искусства исцеления" в рамках CAM (конвенциональной и и альтернативной медицины. — Прим. перев.). Мне пришлось отказаться из-за этого от членства в сообществе.

Теперь настала очередь учеников Раджана Шанкарана и Яна Схолтена. Как только я завел дискуссию о "методе ощущений", "методе царств" и "методе периодической таблицы", все осиное гнездо пришло в ярость и набросилось на меня. Я хотел обсудить их теории, руководствуясь своим убеждением, что научная гомеопатия не может продвигаться без разоблачения таких весьма влиятельных, но ненаучных теорий. Мой электронный почтовый ящик ежедневно был полон сообщений, предупреждающих меня о "страшных последствиях". Вместо обсуждения или объяснения причин несогласия с моей позицией, меня оскорбляли, мне угрожали и предлагали "держаться подальше от нашего мастера". Меня обвиняли в зависти, высокомерии, безумии и подозревали в моих действиях скрытые личные мотивы. Они диагностировали мою проблему как "тяжелую скептицемию"!

Меня это не волнует! Я продолжу исполнять свою миссию превращения гомеопатии в полноценную медицинскую науку. Я знаю, какую высокую цену придется за это заплатить, возможно, даже отдать жизнь. Но этол меня не пугает. Пусть собаки лают, караван идет!

Без критики и разоблачения неправильных идей и неправильных практик мы не сможем развиваться и продвигать правильные идеи и правильные гомеопатические практики.

Мне предложили "прочитать все книги Шанкарана и самому применить" метод, чтобы убедиться в его действии, прежде чем комментировать его теории. Я согласен, что прежде чем комментировать или критиковать что-либо, следует изучить вопрос. Но мы не нуждаемся в "применении" чего-либо для "подтверждения". Если бы такое подтверждение было необходимым, никто бы не имел права высказываться о гомеопатии, не практикуя ее. Мы не можем критиковать аллопатию, не практикуя ее сами! Чтобы критиковать астрологию, мне придется практиковать астрологию. Чтобы утверждать, что грабить нельзя, мне следует самому заняться грабежом? Чтобы критиковать коррупцию, я должен брать взятки? Чтобы обсуждать теорию, мы должны ее хорошо изучить, и этого достаточно.

Я комментирую теории Шанкарана после хорошего их изучения. Для этого мне не требуется их практиковать.

Когда кто-либо утверждает, что только животные лекарства должны использоваться для пациентов, характеризующихся "витальным ощущением на уровне инстинкта выживания", я могу прокомментировать это на основании моих знаний Материи медики и лекарственных прувингов. Мне не нужно применять этот метод. Я знаю, что многие гомеопатические лекарства, принадлежащие к растительным или минеральным царствам, обладают такими особенностями. Я очень успешно применял эти лекарства в своей гомеопатической практике. Любой гомеопат, который изучал и применял Материю медику, знает, что Шанкаран ошибается в этом вопросе.

Некоторые друзья выразили опасение, что публичная критика неправильных теорий и практик, возникающих в гомеопатии, повредит доброй воле и репутации нашего сообщества и нашей терапевтической системе.

Я не разделяю эту точку зрения. Все эти отклонения в гомеопатии рекламируются публично, без какой-либо озабоченности по поводу вреда, который приносят такие статьи, книги, интервью и семинары, проводимые по всему миру, превращающие гомеопатию в неизменное посмешище для научного сообщества. Все эти положения уже известны широкой публике лучше, чем самим гомеопатам.

Эти люди уже принесли достаточный ущерб гомеопатии посредством своих ненаучных теорий и бессмысленной практики. Они поставляют оружие и боеприпасы скептикам, атакующим гомеопатию. Нет смысла скрывать эту грязь. Публично вылитую грязь следует смыть так же публично, чтобы вернуть утерянную репутацию и доверие к гомеопатии.

Если гомеопатическое сообщество по-прежнему будет позволять этим людям продолжать в том же духе, мы не сможем даже мечтать о том, чтобы гомеопатия превратилась в научную медицинскую систему и получила признание в качестве таковой даже в отдаленном будущем.

В интервью в "Хомиопатик линкс" Витулкас сказал: "Один Шанкаран принес больше вреда гомеопатии, чем все враги гомеопатии вместе взятые".

Андре Сэн написал на своем сайте: "Шанкаран продемонстрировал несколько фундаментальных ошибок в методологии и рассуждениях в своем примере того, как он ‘обнаруживает’ лекарство".

Как должны реагировать последователи Шанкарана на эти заявления?

Соберите все психические, физические общие и особенные симптомы вашего пациента со всеми условиями, такими как этиология, ощущения, локализация, модальности и сопутствующие симптомы. Затем разделите симптомы на редкие, обычные, физические общие и особенные. После этого реперторизируйте. Сравните описание в Материи медике лекарств, оказавших первыми при реперторизации, и определите подобнейшее. Это простой способ гомеопатической практики и он же наиболее успешный.

Если лекарство оказывается подобнейшим в соответствии с совокупностью признаков, то не имеет значения, принадлежит ли оно к животному, минеральному или растительному царству. Не имеет значения, к какому "подцарству" или "семейству" принадлежит препарат. Знание об этом не имеет никакого значения при вашем выборе подобнейшего.

Выбор подобнейшего является самым важным в гомеопатии. Подобие симптомов является нашим руководством при выборе подобнейшего. Все эти разговоры о царствах, подцарствах, семействах и проч. только способствуют усложнению гомеопатии и запутывают молодых гомеопатов. В результате вокруг учителя создается аура, которая привлекает людей на семинары. Это не ерунда, когда деньги становятся важней гомеопатии!

Другие публикации по теме