Робин Мерфи

Интервью с Робином Мерфи


Hpathy Ezine, декабрь 2010 г.

Перевод Юрия Мешанина (Новосибирск)

Оригинал по адресу http://hpathy.com/homeopathic-interviews/robin-murphy-2/

Перевод любезно предоставлен издательством Марии Сокольской "Гомеопатическая книга"

Робин Мёрфи (р. 1950) учился в Национальном колледже натуропатической медицины, где ему была присуждена ганемановская стипендия. Будучи студентом, он изучал гомеопатию под руководством д-ров Рави Сахни и Джона Бастира. В период с 1980 по 1984 руководил в том же колледже программой по гомеопатии, и преподавал в Университете Бастира. В 1993 году вышла в свет его книга "Гомеопатический медицинский реперторий", переизданный к настоящему времени в третий раз, а в 1996 году — книга "Материя медика Лотос", также трижды переиздававшаяся с исправлениями и дополнениями; последний раз была издана под названием "Материя медика природы". В настоящее время д-р Мерфи является руководителем Института здоровья Лотос — просветительской, издательской и исследовательской организации, все усилия которой направлены на поддержку и развитие клинической гомеопатии и медицины праны. Д-р Мерфи спонсирует проведение семинаров в разных странах мира. Им подготовлено и выпущено более восьмидесяти книг, статей и аудиозаписей на разные темы, начиная с исследований, посвященных Материи медике, реперториуму, "Органону", и кончая работам по древним описаниям биологических циклов, египетской медицине, алхимии трав и цигуну. Дополнительную информацию о докторе Мерфи и его сертифицированном курсе клинической гомеопатии вы можете получить, посетив сайт www.LotusHealthInstitute.com

Элейн Льюис: Я постоянно слышу от людей разные приятные вещи, типа "После ваших слов все стало гораздо понятнее" или "Как всегда, вы преподаете лучше других". И если что-то из этого правда, то лишь благодаря МОЕМУ учителю, доктору Робину Мерфи!

Курс Робина Мерфи доступен для каждого!

Совершенно замечательная особенность Робина Мерфи, которую я так люблю, это удивительные результаты, достигнутые им после того, как он сделал весь свой курс доступным для обычных людей — после его лекций у слушателей не остается никаких вопросов! Ну, кое-кто из вас наверняка сейчас думает: "Разве не у каждого преподавателя курс доступен обычным людям?" Нет, нет и нет! Исключая материал, посвященный острым случаям, большинство преподавателей требуют, чтобы у вас были степени или сертификаты по определенным дисциплинам, чтобы вы записались на их курс или в школу, чтобы вы выложили им авансом несколько сотен или тысяч долларов, а если вас не устраивает этот курс или вы не можете по каким-либо причинам дослушать его до конца, то сможете вернуть себе часть вложенных денег, никак не все. Причем, если из всего курса какого-нибудь известного гомеопата вас интересуют только его лекции по Материи медике, то, увы, прослушать их вы сможете, только записавшись в его школу на весь курс! Если же медицина не является вашей профессией, то никто и никогда не станет обучать вас продвинутым методам гомеопатии, КРОМЕ РОБИНА МЕРФИ! Если кто-либо из ваших родных болен раком, и вам из всего курса Мерфи нужен только семинар по раку молочной железы, то вы сможете купить его, никоим образом не связывая себя дополнительными обязательствами. Если кто-либо из ваших родственников страдает психической болезнью, и вам из всего курса Мерфи нужен только семинар, посвященный психологическим проблемам, вы сможете купить его. Никто не спросит у вас, является ли медицина вашей профессией, или сколько лет вы учились в колледже, или сколько курсов по анатомии и физиологии у вас на счету...и сама я стала гомеопатом лишь благодаря этой "политике открытых дверей". Итак, Робин, почему именно вы? Почему вы — исключение из правил?

Робин Мерфи: Ну, не знаю, не знаю... сразу и не ответишь на такой большой вопрос, но я занимался гомеопатией как любитель еще до того, как поступил в натуропатическую школу, и всегда считал, что гомеопатия, поскольку она так безопасна и естественна, должна быть доступна каждому! Поэтому я в течение всей моей многолетней практики всегда снабжал всех своих пациентов гомеопатическими аптечками, книгами, предоставлял им разнообразную информацию. Поэтому меня с моими пациентами связывало не только и не столько отношение "доктор-пациент", сколько отношение "учитель-ученик". Ты даешь им аптечку, и они начинают пользоваться ею, оказывают помощь своим детям, домашним животным и друзьям, а там уже, смотришь, у них возникает желание изучить гомеопатию, и я поощрял их в этом. Я и сейчас, как прежде, продолжаю считать, что гомеопатия, подобно воздуху и воде, должна быть доступна каждому, кто готов уделить время на то, чтобы изучить и освоить ее.

Робин Мерфи

Как вы знаете, наш журнал называется "Гомеопатия для каждого", так что, думаю, наши взгляды здесь совпадают. Однако я заметила, что если лекции врачей-гомеопатов по острым случаям доступны широкой публике, то лекции по хроническим болезням закрыты для нее.

Странно, однако, делать тайну из своих лекций на эту тему в ситуации, когда для получения такой информации надо лишь пойти и купить нужные книги. То есть, я хочу сказать, что все эти книги — о раке и вообще о чем угодно — все они доступны. И разве лучше будет, по-вашему, если эти книги будут читаться без руководства и помощи со стороны специалиста? Давайте посмотрим правде в глаза: в мире столько людей, которые готовы на самые отчаянные шаги! Они пытаются отыскать альтернативу обычной медицине, в их городе или штате нет гомеопата, они могут полагаться только на самих себя... следует ли отсюда, что мы должны забыть обо всех этих людях?

Выходит, что так.

У меня иной взгляд на мир, и я не считаю, что знать гомеопатию достоин лишь некий "интеллектуальный класс". Безусловно, гомеопатия действительно увлекательная вещь для суперинтеллектуалов, но ведь гомеопатия это еще и медицина, которая идет от сердца, от чувств, это своего рода материнская интуиция... я нередко спрашиваю у какой-нибудь мамы: "А какое лекарство выбрали бы вы сами?"

Я именно так и делаю! Меня всегда радует, когда мой пациент имеет представление о гомеопатии, потому что я знаю, что исход данного случая будет гораздо лучше, чем, если бы он ничего о гомеопатии не знал. Но позвольте мне задать вам вопрос о лечении острых случаев, потому что, как я заметила, многие врачи испытывают трудности, имея дело с острыми случаями, так как они фактически никогда полностью не уверены относительно того, на что именно следует обращать внимание, а что можно оставить без внимания. И, конечно, некоторые гомеопаты стремятся назначать конституциональное средство во всех случаях!

Гомеопатия: конституциональная или практическая?

Да, действительно, конституциональной гомеопатии придают особое значение; я придерживаюсь прямо противоположной точки зрения. Для меня важнее клиническая гомеопатия, которая включает в себя экстренную гомеопатию, гомеопатию первой помощи, и острую гомеопатию... именно таким образом возможно обеспечить распространение гомеопатии на уровне обычных людей; Arnica, Arsenicum, Allium cepa — вот наши визитные карточки, наш способ дать о себе знать. До сих пор главное внимание уделялось подходу, сформулированному Кентом: отыскать одно-единственное лекарство, охватывающее всю его жизнь в целом, чтобы с его помощью вылечить всего человека; при таком подходе все сильно усложняется и интеллектуализируется; для меня же важно, чтобы каждый гомеопат в первую очередь досконально научился назначать лекарства в неотложный случаях, затем освоил бы лечение острых случаев и инфекционных болезней, после чего пусть занимается эпидемиями, миазмами, конституциональными и хроническими болезнями... все это гомеопатия, но, как и в любой науке, учение начинается с того, что открываешь входную дверь. Неотложная гомеопатическая помощь и умение воспользоваться аптечкой первой помощи — это и есть входная дверь.

И я знаю, что есть гомеопаты, кое-кто из моих друзей и знакомых, которые не лечат острые случаи, они не оказывают помощи в экстренных случаях; И вот, у ребенка ушная инфекция; но если бы вы в самом начале дали ему Chamomilla, у него сейчас не было бы хронической инфекции уха! У нас не должно быть никаких предрассудков, мы должны лечить все, что нам попадается. "О, у этого пациента рак, он может умереть, я не могу его лечить!" Нашей целью должно быть помогать людям, в какой бы ситуации они ни оказались. Экстренная ситуация, инфекция, эпидемия, хроническая болезнь, психологические проблемы... с чем бы они ни пришли к нам, мы должны воспользоваться нашими лекарствами, чтобы помочь им. Один из наших предрассудков — мысль о том, что мы должны все излечивать. Мы не гоняемся за излечениями, мы стремимся быть врачами, а врачевание предполагает и временное облегчение, и уменьшение боли и страдания, и оказание помощи умирающим, чтобы они ушли из жизни, лучше сознавая происходящее с ними, и так далее; поэтому, с моей точки зрения, гомеопатия должна быть более практической и более клинической.

Так что я считаю себя клиническим, а не конституциональным гомеопатом. Не всегда стоит углубляться в психологию. Если ко мне входит человек с больным коленом, я должен устранить проблему с коленом! Больное колено это утечка энергии, люди они не могут отправиться на работу, у них подавленное настроение, они не могут спать, и все это из-за колена. А я им должен назначить конституциональное лекарство, которое не имеет отношения к этим проблемам? Это пагубная гомеопатия идет от предрассудка, будто вы в каждом случае должны заниматься глубинной психологией.

Пусть каждый случай сам скажет нам, что следует делать, где тут боль и где страдание. Если боль и страдание сконцентрированы в большом пальце ноги, и развивается гангрена, то наше гомеопатическое лечение целиком и полностью должно быть нацелено на этот палец; при этом мы, разумеется, запишем все модальности, ощущения и психические симптомы, имеющие отношение к гангрене, но клинический гомеопат должен признать тот факт, что эта гангрена угрожает жизни больного, именно по этой причине он пришел к нам, а не для того, чтобы соответствовать гомеопатическим принципам лечащего врача. Если у пациента болезненное психологическое состояние, вы должны дать ему психологическое лекарство. Если он страдает синдромом хронической усталости, вы должны дать ему лекарство от хронической усталости.

Клиническая гомеопатия это, вообще говоря, наиболее классический из всех гомеопатических подходов, потому что в нем применяются все те методы, процедуры и методологические подходы, которые применялись в прошлом и которые доказали свою эффективность. Во многих новых школах гомеопатии обучение строится вокруг идей какого-либо одного преподавателя относительно способов работы с этими случаями; я же объединяюсь со всеми гомеопатами прошлого и в этом суть клинической гомеопатии, будь то Бёрнетт или Кларк, или Бёрике, или Кент, или Ганеман, или Геринг... неважно... мне интересно, как именно они практиковали? Как они лечили своих больных? И тогда мы располагаем богатым выбором методов лечения и подбора лекарств и не загоняем себя в рамки какой-либо одной школы.

В течение многих лет я читаю лекции о различных способах назначения гомеопатических лекарств, но гомеопаты по-прежнему считают, что в этом деле существует лишь один-единственный способ. Экстренная гомеопатия отличатся от острой, лечение миазмов имеет свои особенности, вы не должны ограничиваться каким-либо одним подходом, вы должны практиковать множество подходов. Имеется что-то около 15 различных способов лечения: таутопатический, изопатический... первое лекарство, назначенное Ганеманом в рамках гомеопатии, не было гомеопатическим лекарством. Хинная корка выступила в роли противоядия при отравлении хинной коркой! Она была таутопатическим лекарством. Таутопатия, таким образом, это один из крупных разделов гомеопатии, а я что-то не замечаю, чтобы ее где-либо преподавали. Отравление мышьяком? Вы даете мышьяк (Arsenicum), и такой подход работает вот уже два столетия. Если мне известно, что пациент отравился каким-либо лекарством, я даю ему это самое лекарство в потенцированном виде. Я только что вернулся с Гаити, где у меня бывало от 50 до 100 пациентов за день, и, скажу вам, конституциональная гомеопатия в подобных условиях бесполезна.

Совершенно.

У было меня всего пять минут на пациента! И мне заявляют: "Это негодная гомеопатия!" Нет уж, "негодная гомеопатия" — это не помогать этим людям! И что больше всего расстраивает меня, это то, что многие из этих новых учителей фактически начинают с нуля! Раньше, чем через сто лет, не поймешь, насколько действительно эффективны их методы.

Робин отправляется на Гаити

Итак, Робин, вы побывали на Гаити? После землетрясения?

Да, я отправился туда с организацией "Гомеопаты без границ".

Вау, вы действительно заслуживаете всяческих похвал за это! Но обстановка, наверное, действовала на вас там гнетуще?

О, все было замечательно. Было очень жарко.

Страдания и нищета не вывели вас из равновесия, не лишили самообладания и сил?

Меня больше занимал вопрос "как я могу помочь?"

Какие болезни вы лечили там?

Уйму грибковых заболеваний, инфекции, диабет... большинство больных лечились раньше аллопатическими лекарствами, а теперь они не могли себе их позволить! Мы работали на парковочной площадке около больницы, а рядом была аптека, и никто из них не мог купить себе нужных лекарств, хотя те продавались с восьмидесятипроцентной скидкой. Так что гомеопатия оказалась там весьма кстати!

Но, Робин, если вы находитесь на месте землетрясения или какого-либо иного бедствия, и на вас приходится по сотне и более пациентов в день, и вы можете уделить каждому пациенту лишь несколько минут, то ведь вам надо назначить правильное лекарство с первого раза, ведь так? Это, по-видимому, создает жуткое напряжение.

Вы не обязаны быть совершенными!

В нас укоренилась идея, будто бы мы обязаны иметь совершенного пациента и совершенный метод его спасения. Если мы на пляже, и кто-то тонет, а мы озираемся вокруг, чтобы отыскать правильные приспособления для правильного спасения утопающего, то такая установка неверна; подумайте, сколько народу утонет, пока вы соображаете и планируете свои действия. Бросайте утопающему то, что у вас окажется под руками — палки, веревки... Сами бросьтесь в воду! Не существует одного-единственного способа спасения. Кое-кто из нас больше озабочен тем, чтобы все было сделано "правильно", чем тем, как помочь человеку! Я чувствую, что мы уклоняемся от лечения некоторых пациентов, ссылаясь на то, что ситуация далека от идеальной, да и пациент отнюдь не совершенство. По-моему, единственная ошибка, которую вы можете совершить, это не ПОПЫТАТЬСЯ помочь больному.

Робин Мерфи

Какими видами микозов вам приходилось заниматься?

Я видел детей, полностью утративших волосы, женщин с микозом на ногах, там ведь тропический климат и высокая влажность.

И какое лекарство приходит вам на ум, когда вы видите такое?

Thuja отлично помогает в этих случаях, Bacillinum, Sepia… И, кроме того, есть разные укрепляющие средства. Врачебная карьера Ганемана началась ведь не с гомеопатии. Добрая половина его жизни в качестве медика прошла до открытия гомеопатии, и там скрываются подлинные сокровища. Как и откуда он добыл саму гомеопатию? Он извлек ее из древнего знания, а именно из греческой медицины, арабской медицины... в конечном счете все восходит к Древнему Египту. И Ганеман написал одну статью, которую я советовал бы всем гомеопатам поискать в Интернете; она включена в его "Малые труды", "Эскулап на весах", слышали про такую статью?

Да, потому что я прослушала ваш курс!

"Эскулап на весах"

А, вот как! Ну, хорошо же... итак, Асклепий — это греческий бог медицины (у римлян Эскулап. — прим. перев.). Первоначально, прежде чем стать гомеопатом, Ганеман утверждал, что медицина в ее высшей форме была создана греками и египтянами за 2500 лет до эпохи самого Ганемана, и в этой статье он объясняет, почему это так: потому что Асклепий у них был в состоянии равновесия! У Асклепия было две дочери, Панацея и Гигея, и в этом разделении мне видится целостное отражение нынешнего состояния гомеопатии. Первая дочь Асклепия, Панацея, занималась одним-единственным делом — излечением болящих, поэтому она сидела себе и ждала, когда кто-нибудь заболеет, и она сможет излечить его. Но у Асклепия было еще одна дочь по имени Гигея, единственной целью которой было предупреждение болезни! Поэтому суть равновесия по Асклепию заключается в том, чтобы 50% нашей работы состояло в излечении болезни, а остальные 50% — в ее профилактике. Именно в профилактике гомеопатия наименее сильна — слишком мало усилий направлено на то, чтобы пропагандировать диету, физическую активность, определенную систему взглядов на жизнь, методы сохранения и поддержания здоровья и тому подобным вещам; гомеопатия для меня — это самая выдающаяся система естественной медицины, из всех ставших известными мне после того, как я 40 лет посвятил исследованию этого вопроса, но мало кому известно, что после того, как Ганеман отказался от медицинской практики, он стал последователем французского натуралиста Муссо, так что в течение двадцати с лишком лет Ганеман назначал больным общеукрепляющие средства, писал статьи о пользе уксуса, древесного угля, о применении бренди в качестве лекарства, о камфоре и прочих вещах такого рода, а также о диете, свежем воздухе и физических упражнениях; прежде чем стать гомеопатом, он пользовался различными домашними средствами. Поэтому после того, как мы с помощью гомеопатии привели человека в норму, нам следует поощрять его лучше питаться, заниматься физическими упражнениями, бывать почаще на свежем воздухе, лучше высыпаться, чтобы сохранить свое здоровье! Мы должны доводить излечение до конца. Только Гигея может сделать это и предотвратить новую болезнь.

Вы знакомы с моей статьей "Почему мы должны говорить о диете?" Теперь ее идея стала даже актуальней прежнего, потому что основным продуктом питания в нашей культуре является (подумать только!) Белая Мука!

А ведь большинству покупателей неведомо, что в белой муке имеется небольшая химическая добавка, называемая "аллоксан". Аллоксан — это аллопатическое лекарство. Это лекарство дают в лабораториях мышам, чтобы искусственно вызвать у них диабет.

Да, я читала, что оно разрушает бета-клетки поджелудочной железы.

Ну, а я использую потенцированный аллоксан в качестве лекарства от диабета.

Насколько я понимаю, аллоксан применяют в настоящее время в качестве отбеливателя в производстве белой муки взамен доброкачественного реагента, который применялся с этой целью раньше; в результате белая мука теперь не просто вызывает запоры из-за полного отсутствия в ней волокон, а делает нечто гораздо худшее! Стоит принять это к сведению каждому из нас.

Антидотирование лекарственных слоев

Таким образом, гомеопаты должны обратить свое внимание на все эти пестициды и другие яды. Я в своих лекциях рассказываю о различных веществах, отравляющее окружающую среду, о лечении побочных эффектов химиотерапии и радиоактивного излучения, все это является простым антидотированием. Если вы включаете все это в свою практику, она полностью изменяется; вместо того, чтобы быть лишь гомеопатом психолого-психиатрического типа, вы получаете в свое распоряжение множество дополнительных инструментов оказывать помощь. Некоторым больным ничего, кроме антидота, и не нужно! Они утратили хорошее самочувствие после приема прозака. В этом случае вы даете им прозак 30С и он работает. Нам нет нужды всегда всматриваться в глубинную суть человека или же исследовать его фундаментальную патологию или коренной разрыв с реальностью; все это, конечно, замечательно звучит, но, по мне, лучше быть гомеопатом на передней линии фронта. Я никогда никому не отказываю в лечении — ни раковым больным, ни умирающим. Все уже поставили на них крест, а теперь от них еще и гомеопаты откажутся? К кому тогда они могут обратиться? Современная гомеопатия слишком узка по сравнению с тем, чем она была 100 лет тому назад.

Лечение острых случаев: да или нет?

Один широкоизвестный гомеопат сделал в своей последней книге поразительное заявление. Раньше, пишет он, я считал, что острые жалобы не имеют отношения к делу, а теперь понял, что как раз ЧЕРЕЗ острый симптом вы можете яснее всего распознать конституциональное лекарство! Сначала, когда я узнала про это, мне подумалось: о, какая ценная мысль! Но позже задумалась: что же, в таком случае, остается на долю острой гомеопатии? Не то чтобы кто-то действительно разбирался в том, как это следует делать, но теперь, по всей видимости, даже и нужды нет учиться этому, потому что теперь, если вы имеете дело с острым симптомом, то для вас самое время начать задавать вопросы, которые приведут вас к конституциональному лекарству!

По-моему, если пациент приходит к вам с острой жалобой, рассуждать о конституции вообще нет смысла. Если к вам пришли с лихорадкой, простудой или ушной болью, то именно это и следует лечить! В прошлом каждый гомеопат так всегда и поступал. За всем этим кроется мысль, что мы должны игнорировать острый симптом, чтобы он не помешал действию нашего лекарства... но ведь это не "наше" лекарство, это лекарство нашего пациента, так что если острый случай возник, когда наш пациент проходит конституциональное лечение, вы лечите острое состояние; в противном случае мы имеем полное отсутствие сострадания со стороны врача.

Лечение острых симптомов и состояний это первое, с чего я начинаю обучение гомеопатии в семьях и среди непрофессионалов. И вот почему: обычно я усваиваю урок с одного раза: Ко мне пришла девочка 12 лет, страдающая хронической инфекцией мочевого пузыря. Я дал ей Staphysagria. Несколько дней все шло хорошо, а потом началось острое воспаление мочевого пузыря. Родители звонят, они просто с ума сходят от тревоги! Я им говорю, что это хороший знак, я ведь хороший гомеопат, все пройдет, все это ей только на пользу... И этой же ночью мне приснился сон, как будто бы меня отовсюду гонят, упрекая: "Как вы можете допускать, чтобы ваш больной..." То есть, ребенок ужасно страдает, он весь в огне, а я с моими убеждениями и принципами не беру себе этого в голову, отмахиваюсь от мыслей о ее страданиях, потому что убежден, что это поможет ей. Очень похоже на аллопатию с побочными эффектами, да? Я выдержал день, потом еще день, а на третий день проснулся и сказал сам себе: хватит, больше не могу! Она все еще страдает! Это была самое настоящее острое воспаление мочевого пузыря: жжение, мочеиспускание каждые 10–15 минут, крики от боли; я дал ей Cantharis, и через 5 минут все прошло! Таким образом, она страдала в течение трех суток, потому что у меня были свои принципы, что ухудшение это хорошо, это необходимо, это опыт, который учит, это карма, или какое-нибудь еще объяснение или оправдание, а на самом деле это просто отсутствие сострадания!

Или еще говорят: "У меня нет времени на лечение острых случаев". Так ведь не излеченные вовремя экстренные и острые случаи и создают хроников! Острые случаи это первая линия обороны. Поэтому, я думаю, гомеопатии нужно в большей мере переориентироваться на лечение эпидемических заболеваний, на лечение болезней и т.д., и также на психологические проблемы. Гомеопатия не должна сводиться только к длительным, час-другой, консультациям, продолжительным по времени случаям и реперторизации, она должна быть более разнообразной.

Я постоянно твержу, что если психологическая проблема сопровождается жалобой, то эта проблема очень важна и должна обнаруживаться в образе искомого лекарства! Если же эта психологическая проблема представляет собой константу пациента и возникла до появления жалобы, тогда она не имеет никакого отношения к данному симптому, вы не можете опираться на нее, подбирая лекарство в остром случае, и не можете в этом случае считать ее "психическим спутником"!

Слои и закон Геринга

Действительно, сначала надо разобраться с текущей жалобой, и только потом заниматься психологической проблемой. И Ганеман, и Геринг... каждый из них говорил о слоях! По ходу жизни в нас формируются определенные лекарственные слои. И суть здесь, вероятно в том, что если ребенок Calc-carb пережил сильное горе в десятилетнем возрасте и обзавелся слоем Nat-mur, а еще позже повредил себе спину, то теперь ему, вероятно, необходим Rhus tox!

Таким образом, согласно закону Геринга мы должны дать ему сперва Rhus tox ("Излечение происходит в обратном порядке"), потом Nat-mur, и только в самом конце вы лечите конституцию. То есть сначала вы устраняете все то, что накопилось в течение жизни, а после этого вам ничто не мешает заняться конституцией. В наши дни слово "конституция" понимают как "лечить всего человека".

Такое понимание сбивает с толку! Ну, посудите сами: предположим, некто попал в автомобильную катастрофу, у него травма головы, а он заявляет прибывшим парамедикам: "Со мной все в порядке! Нет, правда, я прекрасно себя чувствую, езжайте себе!" Если в этом случае мы лечим "всего человека", то это человек Arnica! Мы располагаем психическими симптомами, физическими симптомами, нарушениями в результате тупой травмы — все в этом случае указывает на Arnica; и как сюда втиснуть понятие "конституции"? Это явно "человек Arnica". Нет никакой нужды копать глубже! Дать Arnica и один из слоев исчезнет. После чего появится другой набор симптомов, и вам придется рассмотреть данный случай повторно.

Фактически, конституция это ваше генетически заданное состояние, ваше здоровое состояние, то, с чем вы родились. Это не болезнь. Неправильно говорить о лечении конституции!

Да, понятно!

Гигиена — травы, диета, укрепляющие средства, образ жизни, физические упражнения... это и есть настоящее конституциональное лечение. Это действительно конституциональная терапия, потому что она прорабатывает и переделывает конституцию — очищает ее, наращивает, укрепляет; всё, кроме лечения патологий. Лечите же то, что наложилось на конституцию, зачем смешивать между собой разные вещи, а потом искать для них лекарство?

Именно так, по мнению многих, особенно новичков, и следует поступать; то есть, провести реперторизацию всего, что в конечном итоге дает вам обычно список из тридцати симптомов, среди которых нет ни одного явного призера, десятикратно утверждающего свое право на первенство! У них не возникает и мысли типа "Мне нужно лекарство только от последнего по времени недомогания; в моем случае это от боли в спине. Лучше от тепла? Хуже от тепла? Лучше в состоянии покоя? Лучше от движения? Какие ощущения? Сопутствующий симптом? Известна ли причина болезни? Так... хуже после сна, хуже ночью, лучше от тепла, лучше при продолжении движения, болит после подъема тяжестей... похоже на Rhus tox!" Когда вы просто лечите определенный слой, который обычно является следствием какой-либо травмы (физической или психологической), то перед вами часто возникает ясный образ лекарства, а не то смутное видение, которое вы получаете, когда пытаетесь провести реперторизацию каждого симптома, начиная с детства.

Этиология важнее симптоматологии

Этиология! Вы всегда подчеркиваете ее значение!

А также то, насколько проблематичны, с моей точки зрения, многие из современных методов обучения гомеопатии! Если, например, ко мне приходят с травмой головы, то это не симптом. Это травматическое событие, ВЫЗВАВШЕЕ симптомы в данном случае. И если я, проводя реперторизацию, впишу в историю болезни "травма головы" в качестве симптома, то полностью погублю данный случай. Симптомы должны находиться в определенном контексте. Если ко мне приходит больной, у которого когда-то была травма головы, и с тех пор он страдает от депрессии, или у него появилась эпилепсия, то такая этиология перевешивает по своему значению симптоматологию, важнее ее! Тут мы располагаем ясной причинно-следственной связью: произошло определенное событие, после которого у них началась эпилепсия. Так что одно дело провести реперторизацию всех симптомов эпилепсии; но я еще в начале усвоил, что если дать Arnica или Nat-sulph по поводу травматического события, то все эти симптомы исчезнут, и не нужно будет ни проводить их реперторизацию, ни вникать в подробности! Так я обнаружил, что если лечить этиологию, то гомеопатия становится гораздо легче!

Предположим теперь, что у вас появляется больной с горем, не был здоров с момента, как испытал горе. Здесь коренная проблема, которую необходимо лечить, это горе! У горя как состояния имеются различные симптомы — депрессия, плач, отсутствие плача, ухудшение от утешений и тому подобное; именно это имел в виду Ганеман, говоря о "понимании того, чтó следует лечить". Мы должны понять, что этот человек страдает из-за пережитого горя, и вот теперь у него рассеянный склероз. Мы ищем, какие лекарства, назначаемые при испытываемом горе, имеют рассеянный склероз. Я просматриваю соответствующую литературу в поисках пяти-десяти наиболее отличившихся лекарств, которыми излечивалось такое состояние. Я не начинаю с нуля, оставляя себе единственный шанс из 3000 отыскать подходящее лекарство! Забудем об одном шансе из 3000; мы имеем дело с горем! Обращаемся к соответствующей рубрике и — о, в ней находим 40-50 лекарств! Так, поняв, что именно следует нам лечить, мы сузили область поиска с 3000 до 50 лекарств.

Работа со случаем

Кроме того, многие не знают, как применять эти лекарства; главное, не понимают толком восходящей шкалы, начиная с 6C, 12C, 30C, 200C… во многих случаях, доставшихся мне после других гомеопатов, первое же назначенное ими лекарство оказывалось тем, что надо, а они в течение двух-трех лет продолжали попытки отыскать какое-нибудь другое лекарство, потому что не знали, как заставить работать первое! Первой трудностью, с которой столкнулся Ганеман, оказалось то, что люди привыкают к нашим лекарствам.

У них формируется толерантность к нему.

Поэтому, применение LM или же начало лечения с 6C...

...в воде, со встряхиваниями перед каждой дозой!..

...о чем я постоянно, в течение многих лет твержу в своих лекциях, помогают решить все эти проблемы! Во-первых, больной, может быть, принимает другие лекарства или пьет кофе, но лекарство все равно действует благодаря ежедневному приему!

Логично...

Во-вторых, у вас меньше ухудшений; в-третьих, легче управлять ходом лечения — вы можете ускорить действие лекарства или замедлить его соответственно тому, что происходит с пациентом; вы можете прекратить прием лекарства, дать больному острое средство, если в этом возникнет нужда, после чего вернуться к прежнему лекарству; у подхода Ганемана так много преимуществ.

В противоположность подходу, когда назначают одну дозу в высокой потенции, а потом жди! К этому стоит добавить, что, да, конечно, в какой-то момент времени назначенная потенция может перестать работать, если вы начали с 6С, несмотря на то, что вы даете лекарство чаще или большее число раз встряхиваете его, но когда это случается, вы просто повышаете потенцию до 9С или 12С, и лекарство снова начинает работать.

Так что я считаю себя клиническим, ганемановским гомеопатом, а сам Ганеман идет от древней медицины, но в наши дни, когда мы так стараемся быть современными, мы считаем ниже своего достоинства дать больному наряду с нашими лекарствами какую-нибудь настойку на травах. Однако и у Кларка, у Бёрнетта и всех прочих все это было в порядке вещей... Берике? В книге Берике мы не найдем ни одного классического случая! Берике никогда не занимался лечением конституции больного, он лечил его болезнь, и только. А я слышу: "О, мы не лечим болезнь!" Это совершенная делюзия. Значит, вы ошиблись с выбором профессии. Нигде в "Органоне" Ганеман не заявляет: "Мы лечим всего человека". Он говорит: "Мы лечим всю болезнь!" И еще он сказал, что мы должны понять, что явилось причиной болезни — нарушения в питании, стресс, образ жизни — и работать с этим. Ганеман был, в сущности, натуропатом.

Поэтому в тот момент, когда его осенила идея о хинной корке... у него в голове, вероятно, уже созрела мысль: "Итак, я знаю, что подобное лечится подобным, я ведь прочитал все древнеегипетские трактаты по медицине, поэтому я почти уверен, что хинная корка так хорошо помогает при малярии, потому что подобна ей, а не потому что у нее вяжущий вкус, как об этом пишет Куллен в своем тексте, который я как раз перевожу!" Правильно?

Я не нашел ни одной культуры, в которой не знали бы о законе подобия; к тому же я не уверен, что этот закон следует называть законом. Чтобы быть законом, он должен был бы воспроизводиться математически однозначно; это скорее Принцип подобия, а не закон; будь это закон, он срабатывал бы в каждом случае, где имеет место соответствие симптомов болезни и лекарства! "Подобное излечивается подобным" это принцип, как и в случае "гасите огонь огнем", но погасить огонь можно и водой, такой способ тоже вполне оправдан! Аллопатии тоже найдется свое место. Если у пациента перелом, то никакое лекарство не поможет выправить кости. Таким образом, гомеопатия это часть более крупной системы естественной медицины. Это принцип, которым мы руководствуемся. Мы стремимся отыскать лекарство, подобное нашему пациенту, и дело тут не сводится к числовой, технической, вычислительной процедуре, как будто то лекарство, которое наберет наибольшее число очков в процессе реперторизации, непременно излечит данный случай. На деле сколько раз случалось, что именно у этого лекарства имелось меньше всего шансов подействовать на болезнь? Все мы сталкивались с этим на собственном опыте. Реперторий это всего лишь инструмент, позволяющий сузить область поиска, а затем мы читаем Материю медику и выбираем лучшее, по нашему разумению, лекарство; перфекционистам не стоит заниматься гомеопатией, потому что они хотят найти то самое ЕДИНСТВЕННОЕ лекарство ("Дайте мне еще недельку, чтобы я хорошенько изучил ваш случай!"). Возьми и испробуй это лекарство! Через неделю-другую поймешь, подходит ли оно, просто дав его пациенту. Хорошо, если у вас есть что-нибудь в резерве. Я говорю пациенту: "Вот, попринимайте-ка это лекарство недельку-другую. Если не заметите никакого улучшения, позвоните мне, и я вам дам другое". Я не обязан догадываться обо всем с первого раза. Из 3000 лекарств я выбрал 3. На большее сил нет!

Что такое наука?

Все это возвращает нас к вопросу о том, что есть наука. Всю эту неделю в Индии гомеопаты пытаются превратить гомеопатию в аллопатическю науку, а она упирается и не превращается; наука в наши дни стала современной религией. Эта религия занимает ныне господствующее положение на планете. Под ее контролем оказались война, экономика, исследования, медицина, сельское хозяйство, всё; сама же наука ненаучна в своих исходных допущениях. Как-то раз во время обеда в Каире я сидел за одним большим столом в компании профессоров и докторов, и они разговаривали о науке. Я говорю им, что гомеопатия основана на субъективной науке, а они возражают: "Это взаимоисключающие понятия!" Тогда я спрашиваю: "Что для вас важнее всего в жизни?" Они отвечают: жены, дети, работа, помощь людям... Я в ответ: "О, все это субъективные вещи!", и они соглашаются. Тогда я говорю: "Хорошо, тогда получается, что наука игнорирует все самое важное в жизни людей!" Такой вывод, похоже, несколько ошеломил их. Таким образом, величайший дар гомеопатии заключается в том. что она признаёт, поддерживает, питает, лечит и исцеляет субъективное. Если что-то субъективно, то из этого не следует, что его нет, как раз наоборот. Мы гораздо более субъективны, чем объективны. Наше физическое тело на 70% состоит из воды, и мы думаем, что кроме тела в нас ничего нет, что мы лишь физическое тело; на самом же деле мы — жизненная сила, дух, душа — вот подлинная реальность, вот то, чем мы являемся на самом деле, потому что стоит им покинуть нас, не будет и физического тела, но человек, которому отрезали ноги и руки, по-прежнему человек, он по-прежнему с нами!

По-прежнему человек!

Верно; поэтому мы не тело. Мы — субъективное бытие духа в теле; обо всем этом и говорил Ганеман, и все это нам и надлежит лечить. Так что стараться изо всех сил доказать правоту гомеопатии людям, которым до нее нет дела, это пустая трата времени. Меня приглашают на все эти разнообразные форумы, чтобы я обращал людей в гомеопатию, а я отвечаю, что не мое дело обращать людей; миллионы людей в мире сами тянутся к естественным методам лечения и гомеопатии; незачем тратить свои силы на обращение в гомеопатию какого-нибудь медика, который совершенно не интересуется гомеопатией. Итак, настоящий ученый это человек, который без всяких предрассудков рассматривает субъективные и объективные аспекты здоровья, и точно так же я определяю гомеопата. Поэтому гомеопатия не может подражать аллопатии, чтобы повысить свой престиж!

Философия современной медицины

В связи с вашими словами о нелепости нашего подражания аллопатии я вспоминаю одну мысль из ваших лекций, которая не выходит у меня из головы. Вы заявили: "Современная медицина не располагает ни философией, ни законами, ни принципами относительно своей собственной деятельности". Эти слова заставили меня крепко задуматься!

Я вспомнил сейчас о недавних бурных дискуссиях в США по поводу "реформы здравоохранения" в Политехническом институте и университете Виргинии, где проходила конференция на тему "Устойчивость окружающей среды планеты Земля", и мне предложили выступить, представив "точку зрения альтернативной медицины". По ходу дела мне был задан вопрос относительно "реформы здравоохранения" и я сказал им: "Начнем с того, что в выражении "реформа здравоохранения" никакого здоровья нет! Нет в нем и охраны здоровья, и, наконец, реформы тоже нет!" Я предложил им свой перевод: во-первых, вычеркиваем слово "здоровье" и пишем вместо него "болезнь". Вычеркиваем "охрана", пишем "управление", и в конечном итоге имеем "экономическая реформа управления болезнью для получения прибыли". Вот что на самом деле имеется в виду под "реформой здравоохранения". Так что парадигма аллопатии это, фактически, управление болезнью с целью получения прибыли.

Верно сказано, в точку! Такова, значит, их "философия", или, возможно, причина того, что ее у них нет!

Это коммерческая медицина, основанная на применении химических продуктов. "Излечение" противоречит данной парадигме!

Да "излечение" определенно противоречит "управлению болезнью с целью получения прибыли"! От прибыли бы тогда ничего не осталось!

Когда я вхожу в аптеку, и меня просят пожертвовать доллар на исследования рака груди, я отвечаю "нет". Это пустая трата денег! Во-первых, они обязаны отдавать на исследования лишь 10% от вашего пожертвования...

Сомневаюсь, что среднестатистическому американцу известно об этом!

Остальные 90% могут оставаться в распоряжении тех, кто собирает эти средства. И все это сводится к экономике и производству синтетических химических препаратов. Точнее было бы называть аллопатию ксенобиотической медициной.

Медициной, которая "чужда к телу", так? Я всегда спрашиваю врачей: "Где написано, что лекарство должно изготавливаться из синтезированных, искусственных веществ?"

Из инородных веществ, которые не встречаются нигде в природе и которые созданы человеком, синтетических лекарственных химикатов; мы даем это больным, а биологи утверждают, что для того, чтобы понять, какой эффект оно, это лекарство, оказывает на самом деле, необходимо 40 лет; но ведь каждое лекарство на рынке совершенно инородно по отношению к нашей генетической структуре и конституции. Никогда раньше в истории его не существовало. Именно это обстоятельство-то и важно, потому что вся аллопатия основана на одном-единственном условии: если мы создадим синтетический химический продукт, то сможем запатентовать и продавать его!

Все сводится к патентоспособности! Изобретения можно запатентовать, а, значит, и заработать деньги. Лекарство это уникальная химическая формула, изобретение. Вот почему "медико-больничный комплекс" не проявляет никакого интереса к морковному соку и никогда его не проявит, потому что это не изобретение. И неважно, сколько случаев рака им излечено; никаких научных изысканий, никаких двойных слепых исследований морковного сока никто и никогда проводить не станет.

То, как именно лекарства действуют на тело, лучше всего описать, обратившись к примеру Эрнандо Кортеса, что часто делают биологи. Кортес с войском вступил на территорию Мексики, и двух третей населения как не бывало — виной тому не столько война, сколько болезни (гонорея, сифилис и натуральная оспа), потому что аборигены никогда ранее в течение тысяч лет их обитания в этих местах не имели дела ни с вирусом натуральной оспы, ни с возбудителями гонореи и сифилиса; возбудители этих болезней оказались абсолютно ксенобиотическими по отношению к конституции коренных жителей этих мест. Каждое лекарство на рынке действует на нас в точности таким же образом!

Ой вей!

Так что, если посмотреть на ситуацию с этой точки зрения, то окажется, что все аллергии, побочные эффекты, все связанные с приемом того или иного лекарства случаи "нездоров с момента, как...", все отравления и т.д. являются случаями ксенобиотического отторжения нашим телом этих синтетических лекарств, с которыми оно никогда ранее не имело дела. Вот таким образом обстоят дела с аллопатией — это медицина с коммерческой ориентацией, капитализм; на рекламу среди потенциальных покупателей лекарства расходуется средств больше, чем на исследования. "Спросите у своего врача о (нашем лекарстве)". То есть, давай-давай, чего медлишь! После этого они отмечают рост продаж. Аллопатия отнюдь не наука. Данными, компьютерами и машинами они пользуются только затем, чтобы создать иллюзию научности. Но любой специалист по статистике научит вас, как манипулировать исследовательскими данными, чтобы придать исследованию благопристойный вид. Возьмем, например, исследования по раку: удалить из банка данных всех пациентов с серьезными побочными эффектами! И таких трюков у них тысячи. Когда движущей силой являются деньги, исцелению приходит конец; медицина не должна быть коммерческой!

Полностью согласна с вами. Разве не смешно, когда проверку того или иного лекарства, представленного на утверждение в Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарствами (FDA), на основе которой Управление принимает соответствующее решение, поручается той самой компании, которая получает прибыль с продаж этого лекарства? Но даже если оставить в стороне проблемы, связанные с конфликтом интересов, уже сама мысль о создании лекарства, которое не позволит телу осуществлять нормальные при определенных обстоятельствах функции, такие как производство холестерола или повышение кровяного давления, сигнализирует мне об опасности. Насколько вообще допустимо создавать такие вещества?

Именно это я имел в виду, говоря об отсутствии философии! У них нет учения о том, что является излечением или что такое целительный процесс. В курсе основ естествознания меня учили тому, что каждый симптом в нашем теле это попытка тела самоисцелиться. Но каждое лекарство, которое нам дают, это усилие, направленное на то, чтобы подавить ее. Получается, что мы обращаемся к врачам-аллопатам, чтобы прекратить процесс исцеления!

Именно так!

Что бы в вас ни происходило, есть лекарство, которое положит этому конец. Нам следует признать, что потоотделение, понос и т.д. — это усилия, которые тело предпринимает, чтобы излечить себя. Очень странно, что в аллопатической медицине нет философии исцеления, а есть лишь медицина, ориентированная на коммерцию. Лекарства — главный убийца американцев. Есть книга, которую должен прочитать каждый, Каролин Дин "Смерть от современной медицины". Она моя студентка.

Тогда нам следует еще указать, что Каролин Дин — автор ряда статей, опубликованных в нашем электронном журнале! Одна из них называется "Тягчайшее преступление 20-го столетия".

Таутопатический метод

Вернемся к гомеопатии. Таутопатический метод очень важен, потому что многие люди страдают от отравлений лекарствами.

Совершенно верно! К сведению читателей, "таутопатия" это назначение обычных лекарств в потенцированном виде в качестве гомеопатических лекарств.

В конце прошлой недели я как раз приготовил оксиконтин (Oxycontin), амбиен (Ambien) и другие лекарства для своих пациентов, у которых после приема их возникли серьезные побочные эффекты. У одного моего пациента "поехала крыша" после амбиена — жуткие лекарства! Но побочные эффекты — это ведь прувинг лекарств, так что по ним можно понять, от чего амбиен может помочь, что именно он вызывает, для чего его назначают, годится ли это лекарство с точки зрения гомеопатического лечения.

Любой, кто приходит к гомеопату в наши дни, принимает то или иное лекарство, и это осложняет каждый случай; да, и еще, люди, у меня для вас объявление: пожалуйста, не выбрасывайте свои лекарства! Не знаю даже, сколько уж раз клиент заявлял мне: "Я постоянно недомогаю после приема (название лекарства)! Нет, у меня его больше нет, я выбросил его, для меня невыносимо было само его присутствие в моем доме!" Мне остается лишь покачать головой: "Это было ваше лекарство! Вы выбросили свое лекарство!"

Это лекарство показано, исходя из этиологии случая; если именно лекарство явилось причиной проблемы, то кто я такой, чтобы сомневаться в этом? Пациент недомогает после приема прозака. До приема прозака у них была легкая депрессия, теперь они на грани самоубийства! Даю пациенту Aurum, даю Natrum sulph, результат — некоторое временное облегчение; даю потенцированный прозак, и он срабатывает! Конечно, если вы ясно видите картину какого-либо лекарства, дайте это лекарство. Но когда оно не срабатывает, попробуйте лечить причину; мы должны научиться антидотировать, а не только делать глубокие конституциональные назначения.

Миазмы

Мы можем обсудить миазмы? Мне столько раз приходилось слышать "Я назначаю по миазмам", что стало просто интересно, что это такое?

Действительно, миазмы это серьезная проблема, и в Индии есть гомеопаты, которые лечат только миазмы! Но ведь есть и такие гомеопаты, которые лечат только конституцию, есть гомеопаты, которые применяют только LM, есть гомеопаты, которые занимаются только глубинными психологическими проблемами, гомеопаты, которые лечат только болезнь, и все они правы и неправы одновременно! Каждый метод действен, и в этом они правы, но он действен не в каждом случае.

Миазмы: после того, как Ганеман обратился к этой теме, именно она вызвала первый раскол в гомеопатии, он возник из-за миазмов. Гомеопатии раскололась во время пребывания Ганемана в Париже, потому что он выдвинул тогда свою теорию миазмов и потенций LM. Многие из верных последователей Ганемана отошли от него, заявив, что он сошел с ума. Французская гомеопатия до сих пор основывается на этой другой ветви гомеопатии. Возникший раскол чрезвычайно огорчил Ганемана, его теории псоры и т.д. не получили признания. У меня есть свое мнение по поводу миазмов. Учение о миазмах это важная часть гомеопатии, но, опять же, я всегда рассматриваю конкретный случай, и сам случай указывает мне на то, что мне следует делать. Я лечу миазм, только если миазм проявляет себя. По-моему, давать пациенту Tuberculinum только потому, что кто-то в его семье болел туберкулезом, это плохая гомеопатия. С другой стороны, если в истории семьи нет случаев туберкулеза, а у ребенка наблюдаются симптомы Tuberculinum, я даю ему Tuberculinum. Конечно, если в семье есть больные туберкулезом, и у ребенка имеются симптомы Tuberculinum, это легкий случай. Просто не надо всем этим морочить себе голову!

Термин "миазм" обозначает всего лишь унаследованную или приобретенную восприимчивость к возникновению определенной группы симптомов или болезней.

Его можно понимать также как трудноразрешимый случай или как препятствие на пути к излечению.

Существуют острые миазмы, хронические миазмы, унаследованные миазмы, "спящие" миазмы, "пробудившиеся" миазмы; что касается проблем с гомеопатами, которые слишком рьяно лечат миазмы, то она состоит в том, что они часто пробуждают миазмы, которые не создавали никаких проблем!

Когда мы удаляем слои, гомеопатические слои, один за другим, то в какой-то момент вдруг наталкиваемся на миазм, и Ганеман подсказывает нам, как его распознать: показанные лекарства либо не работают, либо дают лишь кратковременное облегчение, повышение потенции не помогает, переключение на другие лекарства не помогает, и, кроме того, наличие миазма подтверждается историей болезни или некоторыми из ключевых симптомов. Самое время, значит, дать больному интеркуррентное лекарство (один из 15 гомеопатических методов): вы прерываете лечение хронического заболевания, в течение нескольких дней (или недели, или месяца) даете пациенту нозод, чтобы устранить миазм, а затем возобновляете лечение хронического заболевания.

Но миазмы действительно существуют, это просто устаревшее обозначение вреда, нанесенного иммунной системе.

Вследствие подавления инфекции?

Это один из возможных вариантов, или же он унаследован, или появился после приема тех или иных лекарств.

То есть, скажем, ваши родители болели каким-либо инфекционным заболеванием, оно было подавлено, и они передали его вам?

Возможно, вовсе и не подавлено! Просто они заболели, но так и не вылечились. И эта слабость оказалась в генах. Так, если отец ребенка был алкоголиком, разрушил свою печень, то у его ребенка будет слабая печень, разве что более сильная печень матери сможет как-либо нейтрализовать наследственность отца. Мы ведь наследуем много больше, чем просто инфекции. Мы наследуем убеждения и образ жизни наших родителей, а в основе миазмов, в сущности говоря, лежат подавленные инфекции. Но псора это не инфекция... Экзема... что это? Разве инфекция?

Что же такое псора?

На своих семинарах вы даете такое определение псоры, которое, по-моему, не может не заинтриговать слушателя: псора — это когда люди придерживаются нелепых убеждений или утрачивают здравый смысл.

Псора это образ жизни и убеждения, которые ведут к плохому здоровью. Псора ведет свое происхождение от чесотки, а что такое чесотка? Это наружная болезнь, обусловленная плохой гигиеной. Это никакая ни инфекция, ни вид восприимчивости, нет, это болезнь плохой гигиены; она прямо заявляет нам, что если мы привыкли питаться, как попало, и живем в плохих условиях, то у нас больше шансов заболеть; плохое питание, плохие жилищные условия, бедность — все это имеет отношение к псоре, все это псора, и также верования и убеждения, которые поощряют все это! В Европе в течение многих веков считали, что купание вредно! Ну, и вот вам чума! Они мылись только раз в году, на свой день рождения. Все эти прославившиеся в истории люди! Колумб! Шекспир! Если бы мы только могли вернуться в прошлое и взглянуть на этих людей, на их покрытые оспинами и язвами лица и тела, увидеть их спутанные, слежавшиеся волосы...

Боже мой, представить только! Уж я-то знаю, какой у меня вид, стоит мне не помыть волосы всего лишь три дня!

...и не забудьте про их гнилые зубы! И присмотритесь после этого к статуям этих людей...

Да, показуха в чистом виде!

Такова была вера Европы. И Европа страдала от псорических последствий веры в плохую гигиену! А в наши дни — но никто и слышать не хочет об этом — главными двумя убийцами американцев являются сильнодействующие лекарства и красное мясо. Так вот, убеждение в то, что нам необходимо мясо, которое убивает почти половину всего населения (холестерол, повышенное кровяное давление, инсульт и болезни сердца), продали нам средства массовой информации (полный бред — мы получаем мясо от коров, которые едят траву!), и в результате половина населения умирает от болезней сердца, и они знают, что причиной этого является красное мясо. Вот что такое псора! Ну, а теперь они вовсю изобретают лекарства статиновой группы, понижающих уровень холестерола, причем эти лекарства худшие из худших из представленных на рынке (поражение печени, расстройство почек, психологические проблемы...) — все это делается, чтобы понизить уровень холестерола, потому что они знают, что вместо того, чтобы научить людей не употреблять в пищу продукты с высоким содержанием холестерола, они могут продать им лекарства и заработать на этом. А так как это лекарство вызывает побочные явления, то надо дать еще одно лекарство!

Дар, которому нет конца!

И вы оказываетесь полностью во власти системы! Системы пожизненного приема химико-лекарственной продукции! И вы все катитесь и катитесь по наклонной плоскости, ниже, еще ниже, лекарства, еще лекарства...

Да уж, мне приходилось и приходится видеть это.

Моя тетя тратит на лекарства по 900 долларов в месяц. У нее саркоидоз, диабет, артрит... счет на лекарства у нее превышает расходы на ипотеку, и это они называют хорошей медициной! А реформа здравоохранения? "40 000 000 человек не принимают наши лекарства!" Реформа здравоохранения никоим боком не касается ни проблем профилактической медицины, ни естественных методов поддержания здоровья! Страховым компаниям следовало бы выплачивать вознаграждение людям, которые пользуются услугами массажиста, занимаются йогой и т.д.

Фактически, это просто реформа страховых компаний.

Я знаю, я сказал об этом на конференции. Позже ко мне подошел один из служащих страховой компании и сказал: "На нашу долю приходится всего лишь 17% всех счетов на лечение, так что же вы молчите про врачей и больницы?" Они считают, что из них делают козлов отпущения, но это всего лишь экономическая реформа. Реформа здравоохранения совершенно не касается реформирования того, как лечить людей. Речь идет о реформе системы медицинского страхования и предоставлении лекарств большему числу больных. Ничто не указывает на то, что эти меры улучшат состояние здоровья населения. Мы занимаем 23-е место по детской смертности... многие продолжают глубоко заблуждаться, считая, что Соединенные Штаты располагают лучшей в мире системой медицинского обслуживания. Они думают, что чем больше техники и лекарств, тем совершеннее система заботы о здоровье. Научно это никак не доказано. Если бы фармацевтическая промышленность функционировала по тем же правилам, что производство игрушек или автомобильная промышленность, где игрушка снимается с продаж, если она явилась причиной смерти одного только ребенка, или большая партия автомашин отзывается с рынка, если обнаружится какая-нибудь небольшая проблема с тормозами или шинами, то представляете, во что превратилась бы производство лекарств в наши дни! Каждое лекарство на рынке убивает больше людей, чем все плохие игрушки и автомобили вместе взятые. Более ста тысяч людей умирает ежегодно от правильно назначенных сильнодействующих лекарств!

Причем, Робин, это ведь только больничные смерти! Если вы умерли от какого-либо лекарства дома, это не считается! Не говоря уже о том, что число больничных смертей из-за лекарства или по вине врача в значительной мере занижается и скрывается по вполне очевидным причинам! Так что подлинные цифры, я уверена, значительно выше.

И эти цифры считаются приемлемыми! Вот что такое псора! То, что мы принимаем яды в качестве лекарств, это псора! Медики в Англии заявляют, что не может быть, что гомеопатия оказывает какое-либо действие, потому что она не дает побочных эффектов! По всей видимости, лекарство, которое "действует", должно быть токсичным. И кстати, слово "pharmacy" (аптека) переводится с греческого как "место, где изготавливают и отпускают яды". А фармацевт — это "раздатчик ядов".

Что ж, ни для кого не тайна, что эти лекарства токсичны, об этом без всякого стыда сообщается в их телевизионной рекламе.

Так что нам приходится обращаться к таутопатии, чтобы антидотировать эти лекарства, а затем продолжать лечение средствами фундаментальной гомеопатии.

Гомеопатические прививки

Робин, многие гомеопаты являются сторонниками гомеопатических вакцинаций; например, Polio 10M. Как бы вы оценили эту идею?

В данной ситуации я обращаюсь к военной аналогии. Представьте себе группу солдат, которые оказались в лесу и боятся, что на них нападут. Поэтому, чтобы предотвратить нападение, капитан приказывает им начать стрельбу вглубь леса! Кто-то возражает ему: "Но мы никого не видим". А капитан в ответ: "Все равно стреляйте! Просто стреляйте!" Именно этим и занимаются гомеопаты со своими гомеопатическими прививками. Мы занимаемся лечением того, чего нет! Вакцины любого рода наиболее эффективны, если их дают во время эпидемии и тогда, когда у вас есть данные, свидетельствующие о том, что они работают. Допустим теперь, что я провел вакцинацию миллиона людей и ни один из них не заболел, и мне говорят: "Это просто невероятно! Мы гордимся тобой!" Но ведь не было болезни, чтобы можно было ею заразиться! Вы даете 100 000 000 людей в США вакцину от полиомиелита и нет никакой эпидемии полиомиелита, это надувательство! "Видите! Полиомиелита нет!" Мы стреляем вглубь леса, а стрелять-то и не в кого! Я даю людям Tuberculinum 10M и Measles 10M, а никакой эпидемии кори или же эпидемии туберкулеза вовсе и нет... и вы не просто зря расходуете патроны, вы можете расшевелить миазмы, вызвать ухудшения, вы лечите то, что не нуждается в лечении. Но если, например, началась эпидемия гриппа, то тут я обеими руками за гомеопатическую вакцинацию, или профилактику. Предположим также, что ваш ребенок ходит в школу, и там свирепствует коклюш. Если вы дадите в это время ребенку Drosera или Pertussinum, это и будет настоящая гомеопатия, Но если никакого коклюша нет и в помине, а я даю ребенку Pertussinum 10М, исходя из своих убеждений... но ведь каждому, кто занимается гомеопатией, известно, что лекарства действуют в течение некоторого времени, а потом их воздействие сходит на нет; как же тогда все эти "прививки" могут быть постоянными?

Поэтому они и дают 10М, чтобы те действовали до-олго!

Но ничто не доказывает, что они действуют! Да и на что именно они действуют, если ничего нет?

Неизвестно.

Или как оценить действие лекарства, если оценивать нечего? "Смотри-ка! Ребенок не заболел коклюшем!" С чего бы ему заболеть, если коклюша нет! То есть простая логика говорит нам, что это пустая трата времени и энергии, кто-то делает на этом деньги, играя на человеческих страхах. Но я же первый выступаю в защиту этих мер, если есть реальная угроза, как, например, H1N1 (свиной грипп); я продавал аптечки, объяснял на занятиях, как проводить гомеопатическую профилактику, как антидотировать противогриппозную вакцину; то есть, тут мы имеем дело с реальным миром! Психологическая или конституциональная гомеопатия хороша для высшего класса, для интеллектуалов, но вы не можете практиковать гомеопатию данного типа — продолжительные консультации, уйма денег — ни в Индии, ни на Гаити, ни в Колумбии...

В гомеопатических вакцинациях меня не устраивает то, что они узаконивают и признают протокол аллопатической вакцинации, как бы заявляя: да, идея хорошая, хотя на самом деле ничего хорошего в ней нет, ведь это разновидность негодной, неуместной и грубой "гомеопатии", и мы ей подражаем! В чем тут дело? Что вообще происходит? Неужели никто не удосужился подумать: Минуточку! Ведь мы уже знаем, как это делается; в конце концов, мы же гомеопаты, именно этим мы и занимаемся все время; мы лечим инфекционные болезни, мы лечим лихорадки; откуда в нас такой благоговейный трепет перед корью, мы что, обязаны бояться ее? Да пусть даже полиомиелит, у нас есть исторический опыт лечения во время эпидемий полиомиелита, многие просто не знают об этом, гомеопаты не проявляют склонности к чтению книг по истории, таких, например, как книга Дороти Шеперд "Гомеопатия и эпидемические болезни".

Советы Робина Мерфи

Какие ошибки мы совершаем чаще всего, Робин?

1. Игнорирование этиологии или рассмотрение ее лишь в качестве еще одного симптома. Именно этиологию и следует лечить.

Сосредоточенность на этиологии упрощает практическую работу гомеопата. У вас целых пять страниц сложной информации... но, в конечном счете, это случай, связанный с переживанием горя! Недомогания от переживания горя, "нездоров с момента, как..." горя! Какое лекарство от горя соответствует всей этой информации? Гомеопаты совершают большую ошибку, придавая симптомам больше значения, чем этиологии. Когда я начинаю работать со случаем, я ищу только этиологию. Если этиологии нет, тогда я занимаюсь общей гомеопатией: психические/эмоциональные симптомы, общие симптомы, частные физические симптомы... но в 80% случаев существует какая-то причина, даже если пациенты и не помнят ее! Один из моих пациентов страдал от бессонницы. Я спрашиваю его: "Что-нибудь случилось?" Он отвечает: "Ничего не случилось". — "Когда это у вас началось?" — "Лет 10 тому назад". — "Чем вы занимались 10 лет тому назад?" — "Учился в колледже; кофе без конца, бдения допоздна, занятия..." Вот вам и причина! В данном случае непосредственного шока нет. Причина здесь косвенная. Так что у этиологии может быть две ветви — непосредственная и косвенная. Косвенная этиология это такие обстоятельства жизни, которые способствуют возникновению болезни; например, семейная динамика — отец с властным, не терпящим возражений характером, может, разрушив уверенность ребенка в самом себе, создать ребенка типа Lycopodium. Так что игнорирование этиологии это самая большая ошибка.

2. Использование потенций, умение применять потенции. По мне, если вы закончили одну школу и усвоили лишь один из способов практиковать гомеопатию, то еще не стали компетентным гомеопатом; это похоже на то, как если бы вы закончили школу плотничного дела и умеете теперь работать с каким-нибудь одним типом дерева или пользоваться каким-нибудь одним набором инструментов. Вы еще не плотник. Однако многие называют себя специалистами по гомеопатии, а сами пользуются лишь одним или двумя из ее методов. Они не владеют предметом гомеопатии. Они глубоко усвоили один-два метода, получают с их помощью хорошие результаты, и я приветствую их за это, но гомеопатия гораздо шире, чем чье бы то ни было представление о ней.

3. Еще одна ошибка заключается в отказе от лечения острых случаев и оказания экстренной помощи, в том, что гомеопаты позволяют людям страдать.

4. Вера в ухудшения, в то, что они необходимы и полезны. В примечании к § 253 Ганеман признал, что это ошибка, что в предыдущем издании "Органона" он проявил себя как нахальный новичок, которому хотелось видеть эти реакции. Ганеман говорит, что всякий раз, как случается ухудшение, это значит, что либо вы назначили слишком сильное лекарство, либо пациент оказался слишком чувствительным. В любом случае следует, подстраиваясь под обстоятельства, менять свои действия. Но высокие потенции подстроить невозможно! Дав больному дозу в потенции 10М, ты не можешь забрать ее у него. Ее воздействие нельзя ни замедлить, ни ускорить. Вы можете лишь позволить ей пройти весь свой путь до конца или же антидотировать, если сможете. Низкие же потенции, с другой стороны, куда как подвижней. Они гораздо меньше подвержены действию антидотирующих факторов, их можно давать пациенту каждый день, и вы можете поддерживать действенность разными способами: варьируя количество лекарства, которое вы даете, то есть, изменяя дозу; варьируя число встряхиваний, изменяя частоту назначений... при необходимости я могу заставить 6С работать в течение года. Так что умение применять различные потенции это одна из необходимых вещей, которыми гомеопаты должны владеть. В книгах порой встречаются такие рекомендации: "Это лекарство следует применять в такой-то потенции". Это ошибка! У авторов было несколько случаев, когда лекарство сработало в этой потенции, но это вовсе не правило, которое следует вставлять в книги. Если вы не испытали каждую из потенций на сотнях пациентов, вы не можете придти в этом вопросе ни к каким выводам.

5. Другая ошибка касается того, как читать и понимать Материю медику. Это большой вопрос. Предположим, вы читаете описание лекарства, скажем, Arsenicum, применение в острых случаях, применение в хронических случаях, в экстренных случаях — от пищевого отравления до астмы, от болезни Альцгеймера до рака — все это в Материи медике идет подряд, никак не рассортировано. Поэтому, когда вы читаете описание лекарства, большой ошибкой будет считать, что лекарство не подходит пациенту, потому что у того нет пищевого отравления или астмы и т.д. Мы называем это "негативным назначением". У пациента имеется шесть симптомов, причем пять из них вполне соответствуют Arsenicum, но в Материи медике у Arsenicum имеется пятьсот симптомов! Вам следует отыскать среди них те, которые вы ищете, вы не должны читать описание Arsenicum, рассчитывая на то, что оно целиком совпадет с вашим случаем. Гомеопатия — не астрология! Стереотипов в ней нет! "О-о, она не может быть Nat-mur, слишком легко начинает плакать", "О-о, она на может быть Pulsatilla, потому что не любит, чтобы ее утешали!" Я обучаю своих студентов позитивному назначению лекарств: сочетать симптомы, имеющиеся у пациента, с лекарством, у которого эти симптомы также имеют место. Вы не стремитесь к тому, чтобы вся картина лекарства совпала с картиной вашего пациента!

Image

В книге Аллена описание Sulphur занимает 110 страниц. Ни у кого не найдется такого числа недугов и расстройств, чтобы на их описание ушло 110 страниц! Но если у вашего пациента имеется 10 симптомов, а в описании Sulphur присутствуют 6, 7, 8 из них, то, скорее всего Sulphur и есть именно то, что вам нужно. Негативное назначение это отказ от назначения лекарства исходя из того, чего у пациента нет! Если у него чего-либо нет, то и говорить об этом не стоит. Это все рассуждения типа "я не могу дать ему Phosphorus, потому что у него нет рыжих волос", "она не может быть Calc-carb, слишком тощая". Такие вещи не имеют отношения к делу. У нее имеются симптомы Calc-carb — бессонница, любит яйца, спазмы в ногах, чрезмерное чувство ответственности... вот и дайте ей Calc-carb. Да, в гомеопатии действительно есть типы личности, но у того же лекарства имеются и острые проявления, которые могут не иметь никакого отношения к личности!

6. Что касается лечения хронических болезней — диабета, сердечных заболеваний и всего такого — то вы, конечно, можете проводить реперторизацию, можете заниматься всеми этими сложностями, а я сразу же обращаюсь к литературе, нахожу пять-десять лучших лекарств, которые применялись в прошлом при лечении данного состояния, и это, я считаю, дает мне реальное основание. Никаких умозрительных конструкций, никаких теорий, никакой пустой философии; вам надо отыскать группу основных лекарств, известных тем, что с их помощью излечивалось данное патологическое состояние, с этого и начинайте! Я начинаю с того, что заглядываю в корзину с лекарствами, которыми лечат диабет, вместо того, чтобы просматривать три тысячи лекарств в поисках подходящего лекарства от диабета. И когда я лечу чей-то диабет, то ведь я ФАКТИЧЕСКИ лечу этого человека. А затем я снова лечу этого человека, проводя лечение того фундаментального состояния, которое привело его к диабету, и я должен объяснить ему, чтó именно из того, что он ел, явилось причиной его диабета. А иначе наше поведение не соответствует §§ 3-му и 4-му "Органона" — знать факторы, вызывающие и поддерживающие болезнь, и уметь их устранять.

7. Еще одна крупная ошибка — игнорирование профилактических мер, например, диеты. Диета это самая важная причина почти всего: колита, болезни Крона, синдрома раздраженного кишечника, пищевых аллергий, всего в этом роде; болезни сердца, высокое давление, проблемы с печенью — все это идет от диеты! Обращение к более естественным подходам наряду с гомеопатией придаст завершенность врачебной практике гомеопата. Гомеопаты должны заниматься вопросами диеты и физических упражнений и гигиены не только в качестве гомеопатов, их собственный образ жизни должен служить другим людям образцом для подражания. Чтобы быть хорошими гомеопатами, мы должны придерживаться здорового образа жизни; если мы здоровы, то добиваемся в нашей лечебной практике лучших результатов. Люди поверят нашим словам, увидев, что дает нам гомеопатия и диета.

8. Большая ошибка, связанная с пониманием симптомов и отбором симптомов, которые следует реперторизировать, состоит в том, что наши методы реперторизации зачастую базируются на ложных иерархиях. Все говорят, что психические симптомы важнее эмоциональных симптомов, и т.д. но это не всегда так. Истина же звучит следующим образом: важно то, что важно в данном случае! Если пациент умирает от лейкемии, то именно это и важно! В этом случае может не быть никаких психических симптомов, пациент может быть в коме, какие тут психические симптомы? Здесь важно (с точки зрения того, что именно следует лечить) дать лекарство от комы/лейкемии!

Вообще эта иерархия психических, эмоциональных, общих и частных симптомов это иерархия здоровых людей, а мы пользуемся ею, занимаясь лечением людей, у которых эта иерархия расстроена болезнью. У здорового человека иерархия именно такая! Но как только вы заболели... возьмем для примера гангрену: Вот он весь перед нами этот человек, вся его жизнь, все пережитые им травмы, и вот теперь у него диабет, в придачу к диабету нейропатия и гангрена. Если я не лечу гангрену, то игнорирую мнение пациента о том, что в данном случае является главным! Таким образом, есть две иерархии — здоровая и патологическая. И последняя утверждает, что нога и пальцы ноги — самое важное из всего! Вторым по важности является диабет, причина гангрены; следующей по важности вещью является общее состояние пациента и его диета, причина диабета, и в самом низу — конституция пациента. Бóльшая часть этих болезней относится, по словам Ганемана, к псорическим, потому что в них отразился ряд выборов, определивших образ жизни, который довел пациента до болезни, и если мы вылечим его от болезни, но не станем заниматься образом жизни, то сделаем лишь полдела. Понятие весов, сбалансированности Асклепия касается именно всех этих вещей. Так что половина нашей работы это лечить людей, а вторая — учить их.

Что я и стараюсь делать. Что и все мы здесь, в "Гомеопатии для всех", стараемся делать, и вы теперь тоже причастны к этому — спасибо, Робин Мерфи!

Заканчивая наш разговор, я хотела бы сказать, что вы можете посетить вебсайт Робина или www.minimum.com, где, напечатав имя Мерфи, вы найдете все его книги и все семинары, весь его курс. Вы можете купить только один семинар или все их сразу, или покупать их поодиночке, как это делала я сама, но следует знать, что существует определенный логический порядок, которому лучше следовать, покупая семинары: "Экстренная гомеопатическая помощь" и "Гомеопатия острых случаев" идут в самом начале, потом "Детское здоровье", "Женское здоровье", "Лихорадки и инфекционные болезни", "Материя медика", "Проблемы опорно-двигательного аппарата", "Философия и практика" I и II — я перечисляю все это по памяти — "Зубы, рот и горло", "Гастроэнтерология", "Кожные болезни"... иначе говоря, все семинары, имеющие отношение к острым заболеваниям и проблемам патологии идут в начале. Как он сам говорил об этом, умение облегчать страдания идет в самом начале списка, после чего вы можете заняться изучением глубинной конституциональной гомеопатии. Нет смысла изучать лечение хронических болезней, если вы не знаете, что делать когда пациент потянул спину или у него разбито сердце, или даже если у кого-то заболело горло!

Кроме того, мы даже не заглянули в "Реперторий" Мерфи! Это единственный реперторий на всей нашей планете, построенный по алфавитному принципу! Плюс несколько дополнительных глав; так, "Желает соли" находится в главе "Пища"! "Ухудшение в 10 часов утра" — в главе "Время"! Диабет — в главе "Клинический диагноз"! Он все продумал, стремясь к тому, чтобы обычные люди, вы и я, могли воспользоваться его реперторием. Не забудьте также о его Материи медике! Какая польза от репертория без Материи медики? Чтобы разобраться с тем или иным случаем, мне редко требуется что-либо еще, кроме этих двух книг.

Робин действительно "народный гомеопат", это точно! Еще раз спасибо, Робин!

книга Робина Мерфи

Здоровье и болезнь с точки зрения гомеопатии
Жизненная сила, миазмы
Способы сбора анамнеза, поиск этиологии
Выбор лекарств и потенции, реперторизация
Стандартные реакции на лечение
Работа с пациентом на разных этапах лечения
Хронические случаи
Лечение больных СПИДом, с лекарственной и наркотической зависимостью

http://www.homeobooks.ru/books.php?id=398