Д-р Джерард Смит (Англия)

Некоторые заметки о головной боли у детей

Transactions of World Congress of Homoeopathic Physicians & Surgeons by Pemberton Dudley,
vol. 1893 May/June

Перевод д-ра Софьи Айсиной (Москва)
Джерард Смит (1854—1931) — хирург-гомеопат, член Королевской коллегии хирургов и Британского гомеопатического общества, практиковал в Хобарте (Австралия) и в качестве хирурга-ортопеда в Лондонском гомеопатическом госпитале. Автор книги "Наши растущие дети" (1896) и многочисленных публикаций в гомеопатической периодике.

Оригинал по адресу http://homeoint.org/hompath/articles/155.html





Президент Британского гомеопатического общества попросил меня предоставить для дискуссии на вашем конгрессе некоторые материалы по особенно интересующей меня части моей работы, связанной с расстройствами здоровья у детей. Я быстро согласился на его просьбу, а сейчас прошу вашего снисхождения к весьма посредственному и только наполовину готовому докладу по данному вопросу. В моем распоряжении немного времени, и я очень занят в своей профессиональной сфере. Может быть, это оправдает меня.

Тема — гомеопатическое лечение головной боли у детей. Я думаю, что терапевтическое лечение головной боли как у взрослых, так и у детей представляется собой область, где триумф гомеопатов над старой школой выражен особенно значительно. Лечение головной боли у взрослых — хороший пример огромного значения чисто субъективных симптомов, но в то же самое время мы рискуем быть сбитыми с правильного пути рассказом нашего пациента. Последний может аккуратно описать и локализовать свою головную боль со всеми сопровождающими ее симптомами, и этот рассказ может даже превзойти описание испытателя лекарств, который правдиво сообщает о всех ощущениях со стороны головы, появившихся во время прувинга.

Эта незаурядность привносит дополнительные трудности, поскольку мы получаем такой избыток симптомов со стороны головы, подходящих почти под каждое испытанное лекарство, что выбрать среди них нужный препарат становится невероятно сложной задачей.

Недавно я интересовался лечением головной боли в аллопатии, и мои друзья-аллопаты рассказали мне, что помимо обычных наркотиков, cпособных, как они согласны, только облегчить симптомы, у них появилось несколько новых лекарств, которые они назвали специфичными для некоторых видов головной боли. Обнаружены они были "чисто эмпирически", но я замечу, что очень симпатичные патологические теории создаются позднее, под факты успеха, сопровождающего применение этих лекарств. Нам, как гомеопатам, будет интересно узнать у наших друзей что-то новенькое. Итак, вот эти лекарства: Aconitum, Belladonna, Gelsemium, Phosphorous и Nitroglycerinum.

При работе с детьми у нас не возникает трудностей с неспособностью пациента точно и подробно изложить симптомы, рассказать о свойствах боли, если только страдание достаточно выражено. Но у нас возникает бóльшая проблема — наши маленькие пациенты дают нам бессловесные и безличные описания всех своих ощущений. Когда ребенок достаточно большой, чтобы дать нам подсказку, его описание оказывается более правдиво, чем у обычного взрослого больного, менее преувеличенно и часто очень картинно. Так было в одном моем случае, когда маленькая девочка сказала, что у ее головы "глаза двигались, как будто налитые свинцом, как у куколки", и этот вес не давал им шевелиться и царапал внутри лба.

Но, как правило, с детьми мы вынуждены опираться главным образом на объективные симптомы, и я предполагаю, что с этим связан наш относительный неуспех в лечении головной боли у детей. Мы склонны строить слишком много на патологических теориях — этот недостаток нетипичен для гомеопатии, где мы в целом стараемся отрицать патологические рассуждения при нашем лечении.

Я не стремлюсь классифицировать головную боль у детей, это было бы произвольно и искусственно, но есть некоторые отправные точки, которые, по моему опыту, могут оказаться достаточно ценными. Я придерживаюсь мнения, может быть и не вполне обоснованного, что лобные головные боли у детей наиболее часто являются результатом некоего отдаленного влияния, конституционального расстройства или нарушений в крови. В то же время затылочные головные боли появляются чаще вследствие местных причин, в большинстве случаев глазных, или в результате травмы. Наследственные головные боли имеют тенденцию к локализации в одной ограниченной области, обычно они односторонние, супраорбитальные или височные.

Одна из наиболее частых причин для ошибки в лечении (я говорю о себе), это терапия, основанная на предположении, что эта боль должна быть связана с церебральной гиперемией или противоположным ей состоянием, анемией. Нам часто попадаются дети с головной болью, сопровождающейся румяным лицом, яркостью глаз и двигательным беспокойством, при том что обычно они анемичны. Мой опыт подсказывает, что мы не добьемся большого успеха, используя здесь Belladonna и Aconitum. Наиболее часто свою ценность докажут гомеопатические средства, направленные на конституциональное состояние, такие как Ferrum или Arsenicum.

У анемичных детей с предположительно конгестивными головными болями, вы обычно обнаружите, что эти боли ослабляются питательной горячей едой, такой как молоко или суп, хотя при истинной конгестивной головной боли такое блюдо могло бы даже усилить боль.

Я думаю, что исследование мочи могло бы быть полезно в большинстве случаев головной боли у детей. У многих анемичных детей во время головной боли обнаруживается транзиторное появление фосфатов и уратов, и этот факт для нас будет ценной подсказкой в отношении диеты.

У меня был очень трудный случай постоянной головной боли у ребенка. При обильном мочеиспускании у него обнаруживалось большое количество фосфатов. Ребенок был депрессивным и глуповатым, у него была сильная боль в области почек, рвота пищей, румяное лицо, а также были фотофобия, головокружение и пошатывание. Многие лекарства были безуспешно перепробованы, но одно, довольно необычное, Helonias, данное в шестой потенции, оказалось целебным.

У меня есть запись другого случая, который может оказаться поучительным. Мальчик 9 лет, у которого головные боли сопровождались носовым кровотечением, однако этот симптом не мог быть использован как указание на застой крови у бледного и явно анемичного ребенка; у него было также сильное сердцебиение, аускультативно выслушивалась митральная недостаточность. Ему помог Lachesis 12. Я упоминаю этот случай как пример ошибочной интерпретации симптомов, обычно характерных для церебральной гиперемии и всегда указывающих на это состояние. Осмелюсь заметить, что мы слишком часто смотрим на носовое кровотечение как на доказательство ненормального переполнения церебральных сосудов. У детей мы можем пренебречь возможностью кровотечения из-за заболеваний сосудистой стенки, так как эта болезнь характерна для взрослых, но мы должны быть очень внимательны и помнить, что носовое кровотечение у ребенка может быть признаком конституциональной анемии или венозного застоя крови из-за болезни клапанов сердца.

То, что называется "школьные головные боли", накладывает на нас огромную ответственность. Нас призывают давать советы по характеру и объему обучения, которые способен вынести ребенок, и, если мы ошибемся, то можем причинить большой вред его будущей жизни. Любой, кто позволяет ребенку пропускать занятия, берет на себя колоссальную ответственность, так как в этот период легче всего приобретаются навыки мышления и памяти. С другой стороны, не меньшую ошибку можно допустить, если пойти в противоположном направлении — пренебрегать школьными головными болями, тем самым подрывая страданием способности мозга и превращая счастливое детство в несчастное. По моему опыту, благодаря современной развивающейся образовательной системе, постепенно ведущей ребенка от игры к "игре-работе" и так далее, вплоть до упражнений памяти и восприятия небольшими и легкими шагами, у нас стало гораздо меньше случаев истинной головной боли школьников. Под ними я понимаю головные боли, являющиеся результатом перенапряжения способностей мозга. Тем не менее, у детей еще очень часто в школе болит голова. Даже исключив ошибки "зубрежки" и приведя гигиенические условия детей в школе к современным научным стандартам, у нас все еще слишком много таких случаев. Наши дети, я имею в виду только английских детей, временами бывают очень рады уйти из школы раньше положенного времени. Если они выбирают симуляцию в качестве средства для достижения этой цели, то они достаточно умны, чтобы остановиться на болезнях, которые по вполне очевидным причинам диагностируются только по субъективным симптомам. Это первый вид головной боли, который требует нашего внимания.

Не хочу показаться невежливым, предположив, что и американский ребенок когда-либо притворяется, но в ваших школах английские дети, и, если они будут слишком часто уходить из школы с головной болью, в один прекрасный момент выяснится, что голова заболела в самом начале уроков. Непонятно, но, уйдя с уроков, ребенок может читать развлекательные книги или заниматься чем-нибудь другим, требующим значительной концентрации и глаз, и памяти, без намека на возврат или усиление головной боли. Я обнаружил, что перемещение ребенка из класса, в котором он учится в школе, в специальный достаточно большой класс без нарушения обычного школьного расписания — это то лечение, которое стоит попробовать при данных обстоятельствах. Дети долго не выдерживают, если им приходится симулировать в удалении от своих обычных занятий.

Но тот факт, что дети знают, что такое головная боль от чтения, указывает, что это не является необычной формой заболевания, и я думаю, что значительная доля школьных головных болей связана со зрительным напряжением.

Головные боли от зрительного напряжения, как я заметил, чаще затылочные, нежели лобные или теменные; значительного успеха в их излечении удается добиться, уделяя внимание общегигиеническим принципам. Но так называемое "общеукрепляющее лечение" никогда не бывает более, чем паллиативным. Головная боль может надолго исчезнуть, пока сохраняется искусственная стимуляция, но стоит эту стимуляцию прекратить, как головная боль возвращается. Когда ребенок в исключительно хорошем самочувствии, головная боль может отсутствовать, как после выходных, но как только школьные нагрузки возрастают, проблема возвращается. В таких случаях зрение обычно бывает в норме, за исключением тех случаев, когда осмотр производится во время головной боли или рефракция может быть нарушена от усталости или под влиянием закапанного атропина. В обычных условиях ребенок способен к нормальной аккомодации, когда это делается бессознательно, но от ребенка требуется гораздо больше, чем способна вынести эта система, и при плохом самочувствии или длительной нагрузке это напряжение приводит к головной боли.

У меня был случай 12-летней девочки, страдающей от очень сильной невралгической боли в шее, иррадиировавшей по шейным нервам вниз в обе стороны. К этой боли приводило исключительно напряжение глаз, и она была вылечена подбором правильных очков.

Я не сомневаюсь, что гомеопатическое лечение таких состояний хорошо известно всем присутствующим, но вы добьетесь немногого, если пренебрегать хорошо подобранными очками (только не пенсне, которое само может иногда вызывать головную боль у чувствительных детей из-за давления на переносицу, а очки в легкой оправе). Существует три лекарства, лидирующих в применении, первое из которых Acidum picricum, быть может не в достаточной мере оцененное. Патогенез этого лекарства охватывает и головную боль, и глазные симптомы; я использую его в высоких потенциях, под которыми я понимаю от 12 до 30; Argentum nitricum и Cimicifuga. Я упоминаю два последних лекарства в данной ситуации, хотя обычно они не считаются лекарствами, связанными с головной болью, но мне они были полезными. Я применял их в разных потенциях, но Cimicifuga в более низких, 3X или что-то около этого.

Я думаю, что головные боли у девочек при приближении пубертатного периода становятся все более обычным явлением в наше время; новый физический режим еще не универсально адаптирован, хотя в семьях, где он практикуется с детства, я встречал меньше девочек, начинающих болеть с началом менструального периода. Причина головной боли у девочки в этот период жизни обычно легко распознается ее матерью, которая бдительна к необходимости физиологического покоя в это время. Я не буду задерживаться на лечении этих состояний, скажу только одну вещь, чтобы привлечь ваше внимание на появившееся у некоторых увлекающихся гомеопатией мам заблуждении насчет Pulsatilla при таких проблемах их дочерей. Представляется, что она склонна действовать на яичники слишком сильно, а учитывая тенденцию у большинства девочек к скорее сильному кровотечению при первых нескольких циклах, нежели наоборот (по моему опыту), Pulsatilla чрезмерно усиливает эту тенденцию. Coffea и Ferrum представляются очень часто полезными.

"Половые головные боли" у мальчиков в пубертатном периоде часто приводят к большим страданиям, и во всех случаях трудноизлечимой головной боли у мальчиков возможному приближению периода полового созревания должно уделяться внимание. Есть еще и другая проблема — по моему опыту, фимоз нередко становится причиной головной боли у мальчиков, как и многих других нервных симптомов. Вы все, без сомнения, вспомните эти случаи, когда обрезание разрешало такого рода проблемы. Мне известны несколько случаев с наиболее счастливыми результатами излечения головной боли после обрезания.

Я не буду говорить о головной боли при лихорадочных состояниях, поскольку тогда наше внимание обращено больше на лихорадку, нежели на изолированную головную боль, но бывают головные боли, которые сопровождающаются лихорадкой, а также возникают из-за малярии, и тогда головная боль является основным ведущим симптомом. Я полагаю, что эти боли обычно перемежающиеся, а также очень общие и неопределенные по местоположению или иногда могут носить невралгический характер — боль будет связана с тем или иным черепным нервом или по меньшей мере чувствоваться на поверхности в зоне иннервации (возможно, в супраорбитальной области). В таком случае перед нами сфера действия хинина для гомеопатического использования.

Возможно, я расхожусь с кем-то во мнении, когда утверждаю, что не думаю, что мы можем часто встретить у детей "мигрень". Мы определенно видим головную боль у детей, чьи родители страдают от мигреней, но я обычно обнаруживаю сопровождающее ее пищеварительное расстройство, и если присутствует рвота, то она чаще контролируется средствами, действующими на желудок, чем теми, которые выбирают из предположения о мозговой причине рвоты. Я признаю, что эти предположения о патологии не свойственны гомеопатии, практикуемой многими, но я думаю, что в большинстве случаев вы найдете, что лекарство, выбранное на основе совокупности симптомов, оказывается при дальнейшем рассмотрении также сходным и по патологии.

Кроме того, есть случаи головной боли у детей, когда перед приступом боли мы слышим о различных предупреждающих симптомах, таких как вспышки света перед глазами или ощущение затуманенности зрения, или в некоторых случаях слабость, или паралич руки или ноги — двигательный, чувствительный или оба сразу. Тогда головная боль локализуется в основном в определенном месте с одной стороны лба, а после ее наступления бывает рвота. Такие головные боли, если они бывают часто и приступами, возможно, являются настоящей мигренью, не связанной с диспептическими расстройствами, и могут быть наследственными. Первым делом нужно исключить возможность напряжения глаз как более частой причины возникновения мигрени, чем это иногда предполагается. В случаях истинной мигрени у детей мне надежно служат Coffea 6 и Acidum carbolicum 12.

Вряд ли нужно упоминать о серьезности головной боли, когда она ощущается рядом с сосцевидным отростком или вокруг уха, указывая на заболевание уха. Я встречался с пренебрежением своевременным хирургическим вмешательством по крайней мере в трех таких случаях. Эта боль не головная, хотя обычно описывается как такая.

И мы всегда должны быть настороже, когда встречаемся с серьезными неврологическими симптомами, такими как спазмы мышц шеи или позвоночника, параличи мышц, подергивания или конвульсии, связанные с детскими головными болями. Они указывают на возможное поражение мозга, туберкулезный бугорок или опухоль, всем нам, конечно, известные.

Наконец, я не могу не коснуться головной боли, связанной с нарушением работы почек. Я рекомендовал бы регулярно исследовать мочу во всех случаях головной боли у детей. Ведь в случае сочетания боли с уремией или альбуминурией наши лекарства не будут эффективны до тех пор, пока не поставим эти симптомы во главе составляемой совокупности.

Дамы и господа, я прошу вашего снисхождения к этой поспешной, неполной и очень ненаучной статье.

ДИСКУССИЯ

Феб Дж. Б. Вейт, M. D.: Последняя прочитанная статья была особенно интересна, потому что я считаю, что многие дети страдают от головной боли в то время, как их можно было бы вылечить, и одна причина, стоящая выше всех других и причиняющая страдания детям, это напряжение глаз. Как только детей отдают в школу, глаза начинают ослабевать. Если у ребенка близорукость, то просят посадить его в первых рядах, но никто не задумывается о ребенке с дальнозоркостью. Я полагаю, что применением офтальмоскопа и обнаружением этой слабости мы сможем продлить жизни детей. Многие дети страдают от головных болей, но у нас есть Pulsatilla и другие препараты, чтобы помочь им. Если ваш ребенок страдает от головной боли, не забудьте отвести его к окулисту.

Д-р Даффилд: Многие случаи близорукости могут быть вылечены, если бы пациент просто приучал сам себя смотреть на отдаленные объекты. Вывезите его за город, получая эластичные мышцы, и в любом случае это хорошая нервная тренировка. Я вылечивал пациентов с близорукостью, просто заставляя их жить в сельской местности, и таким образом приспосабливая глаз к большим расстояниям.

Врач из публики: Мне вспомнился случай, который у меня был несколько лет назад. У девочки, страдающей эпилепсией, судороги были раз в восемь дней. При опросе я выяснил, что она употребляла слишком много сахара, а когда ей его не давали, то судороги исчезали на два или три месяца. Существует сильная связь с диетой. Другая причина головной боли заключается в отсутствии вентиляции в учебных классах. Большинство из наших классов очень плохо вентилируются. Здесь нужно в корне менять положение вещей. Мы должны уделять гораздо больше внимания методам гигиены.