Д-р Люк Де Схеппер (США)

Image

Новые эффективные методы обучения гомеопатии. Как вдохновить студентов, решивших изучать гомеопатию, и укрепить в них приверженность ей

Перевод Анастасии Кауфман (г. Апрелевка Московской обл.)
Люк Де Схеппер, MD, PhD, LicAc, CHom. Закончил медицинский факультет университета в Генте (Бельгия) в 1971 г. С 1993 г. - основатель и единственный преподаватель Института Ренессанса классической гомеопатии, имеющего филиалы в Бостоне (Массачусетс), Сикокусе (Нью-Джерси), Лас-Вегасе (Невада) и Лонгмонте (Колорадо). Автор 15 книг и многочисленных статей. В настоящее время живет в Сан-Диего (Калифорния). Персональный сайт д-ра Де Схеппера — http://www.drluc.com/

Оригинал по адресу http://www.drluc.com/homepath-effective-methods.htm

 




ВВЕДЕНИЕ

Когда меня попросили написать что-нибудь о том, как вдохновить на изучение гомеопатии, на ум мне пришло множество вопросов. На большинство из них я нашел ответы в своей карьеры. Что заставило меня столько лет глубоко изучать традиционную китайскую медицину, а затем мою последнюю и столь длительную любовь — гомеопатию? Что побудило или кто побудил меня отказаться от аллопатической медицины? Даже после обучения на двух медицинских аллопатических факультетах (в Бельгии и в США), я не мог отказаться от поиска истины, от естественного лечения. То, что вдохновило меня, могло бы вдохновить и других. Именно поэтому я решил покопаться в своем прошлом.

ТРИ ЧАСТИ

Название этой статьи могло ввести вас в заблуждение, ибо принято считать, что искусными мастерами становятся лишь благодаря преподавателям. Почему же тогда среди моих студентов только некоторые стали выдающимися гомеопатами, а остальные, после долгих лет учебы, работают так, будто никогда не слышали моих лекций? И те, и другие присутствовали на одних и тех же лекциях, но результаты различны. Но можно ли усидеть на стуле с одной ножкой?

Вот три ножки табурета, три непременные составляющие успешного образования: преподаватель, студент и успешное применение изученного по программе, науки и искусства, на практике. Если одна из составляющих отсутствует, то нет достаточной опоры, и наш трехногий табурет не устоит, он непременно упадет. Идеальным является положение, когда сила распределена равномерно между тремя ножками. В противном случае какое-то время вам удастся на нем удержаться, но в конце концов слабая ножка неизбежно подломится. Одна, даже самая крепкая ножка, не станет достаточной опорой для вашей будущей успешной практики.

Рассмотрим первую составляющую.

СТУДЕНТ

Я нисколько не сомневаюсь, что начинать нужно со студента. Идеальный студент (как впрочем и преподаватель) должен обладать некоторыми дополнительными чертами характера помимо среднего ума и памяти.

Человек должен становиться гомеопатом, если он любит гомеопатию и людей. В отличие от многих других профессий, жизнь, посвященная этой, имеет наилучший шанс всегда оставаться восхитительной и никогда не стать рутинной. Для гомеопата каждый пациент — личность и загадка, при этом на каждом этапе лечения. Особая миссия гомеопата — говорить только правду, без компромиссов, не оглядываясь ни на свои, ни на чьи-либо еще (фармацевтических компаний!) интересы. Такая работа просто не может прискучить. Мы имеем дело с внутренним миром наших пациентов, с эмоциями, неразрывно связанными с нашим существованием как людей.

Терпение — это еще один важный фактор в овладении гомеопатией. Любой, кто когда-нибудь пытался познать искусство, знает, что для того, чтобы чего-либо достичь, нужно терпение. Если человека интересуют быстрые результаты, он никогда не станет мастером своего дела. Современному человеку стать терпеливым так же сложно, как быть дисциплинированным и сосредоточенным. Наш мир, на самом деле, любит прямо противоположное. Мы повсюду видим заголовки "Шеф-повар за минуту", "Теннисист за минуту", "Целитель за минуту". В последнем случае, очевидно, имеется в виду волшебная пилюля, выписанная после минутного разговора с врачом-аллопатом. Вот только брошюры под названием "Изучи гомеопатию за два дня" не было и не будет никогда.

Работа гомеопата с пациентом, однако, ни сражение, ни монолог, как это часто бывает у аллопатов. Она предполагает искренний обмен между двумя людьми, которые заинтересованы в настоящем диалоге, в передаче своих мнений друг другу. Отточенная формулировка мысли здесь призвана не ошеломить собеседника, но помочь выяснить то, что на самом деле беспокоит пациента. На все это нужно время и терпение. Современные люди считают, что если результат не достигается в течение нескольких мгновений, то они потеряли время. Тем не менее, что делать со свободные временем они не знают, а потому просто его убивают.

При изучении искусства необходимо сосредоточение, и это бесспорно. Но в наше время сосредоточение еще менее популярно, чем самодисциплина. Все пытаются успеть все разом: читать, готовить еду, смотреть телевизор, разговаривать, курить, слушать радио и т.п. Сбитый с толку гомеопат или студент, вместо того, чтобы сконцентрироваться, как Шерлок Холмс, тонет в повседневных заботах. Он волнуется за свое будущее, за свою семью, пытается забыть только что произошедшую ссору с женой, думает о том, что на недавних торгах его акции заметно подешевели и т.п. Нехватка сосредоточения нагляднее всего проявляется в нашей неспособности оставаться наедине с собой. Для большинства людей просто спокойно посидеть, не разговаривая, не смотря телевизор, без сигареты или без выпивки просто нереально. Люди начинают суетиться и нервничать. Мы привыкли, что наши руки или рот заняты. Например, прикуривая сигарету, мы занимаем руки, рот, глаза и нос. Если вы попробуете посидеть в одиночестве, вы поймете, как это сложно. Мы должны учиться концентрироваться на каждом своем занятии. Для гомеопата это означает, что врач с пациентом должны стать одним целым. Для студента это означает то, что наука и искусство гомеопатии — это всепоглощающий процесс, в котором он может все подвергать сомнению и все изучать в духе настоящего ученого: "Не принимай ничего, не проверяя, но все же не и отвергай ничего, сначала не проверив".

Другие черты характера студенту-гомеопату понадобятся только в том случае, если он справится с этим первым препятствием на пути к тому, чтобы стать отличным гомеопатом. Применение на деле любого искусства, в особенности такого сложного и запутанного, как гомеопатия, требует дисциплины. Я не смогу добиться положительных результатов ни в чем, если я не буду изучать все по порядку. Если я изучаю предмет только тогда, когда у меня есть настроение, то это всего лишь хобби. Я никогда не смогу стать в этом деле мастером. И это означает не только то, что ее нужно изучать по несколько часов в день, но и то, что в нее нужно окунуться с головой.

Обычно людей называют дисциплинированными только потому, что они работают по восемь часов в день. На самом деле таких людей большинство. Но современные люди, в том числе большинство современных гомеопатов и студентов, мало заботятся о самодисциплине вне работы. Когда человек не на работе, он хочет предаться лени, или, выражаясь мягче, расслабиться. Это стремление к лени — естественная реакция на рутину. Многие люди начинают бунтовать таким образом, когда понимают, что оказываются в ситуации, когда они расходуют свою энергию не на себя, а на нелюбимую работу.

Без дисциплины жизнь становится шаткой, хаотичной и несосредоточенной. Но дисциплина не означает жизнь в муках. На Востоке давно поняли, что только приятные занятия истинно питают тело и душу, хотя вначале может быть придется кое-что в себе преодолеть.

Последнее, чем должен обладать человек, стремящийся стать гомеопатом, это страстное желание овладеть этим искусством. Если искусство для него — пустой звук, то гомеопатом ему не стать. Нам не обязательно разъяснять важность гомеопатии как системы оздоровления, ведь во многом она повторяет действия самой природы. Те гомеопаты, которые не считают свое мастерство самым главным в жизни, так и останутся начинающими, хорошими дилетантами, но никогда не станут мастерами. Я знаю гомеопатов, которые "практикуют" по 25 лет, и все равно нарушают важнейшие принципы гомеопатии, позоря нашу прекрасную науку.

Если студент не обладает вышеперечисленными качествами, то как даже самый лучший преподаватель и такой истинно природный метод лечения, как гомеопатия, смогут заинтересовать студента и заставить его учиться?

Какова мотивация изучающего гомеопатию студента? Хочет ли он облегчить себе будущее? Может, он ждет одобрения от медиков? А может его волнует только финансовая сторона профессии? Или он ищет такую науку, которую можно изучить по-быстрому? Если его мотивация такова, то ему лучше заняться чем-нибудь другим.

Моя собственная мотивация была проста. Только закончив медицинский институт и отработав три месяца, я заскучал и совершенно разочаровался в обещанных результатах аллопатической медицины. Обещанные излечения оказались мастерским искусством подавления, призванным лишь отсрочить кончину пациента. Я не видел перспективы изменений, и через 30 лет оказалось, что я был прав. Я страстно желал научиться лечить людей, чтобы потом сказать словами Ганемана: "Я прожил жизнь не зря"; это привело меня на пути естественных методов лечения. И пока я об этом не пожалел. Никогда бы я не смог получить, оставшись аллопатом, столько благодарности и уважения от своих пациентов и удовлетворения от своего дела.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

"Только выполняя свою работу на высочайшем уровне, можно сохранить свою репутацию и быть способным лечить людей" — Кент.

Афоризм Кента отражает первое качество хорошего учителя. Учитель, который в силах вдохновить своих студентов, должен уже иметь хорошую репутацию в гомеопатических кругах и постоянно добиваться положительных результатов лечения. Это не просто книжный червь или ученый, это человек, повидавший многих пациентов с различными недугами. Он возьмется за любое дело и поможет любому пациенту, и бедному, и богатому. Нам важно понять, какие качества делают его хорошим профессионалом и учителем.

Первое качество — это сочувствие, оно неотделимо от любви к людям. Врач, который относится к пациенту как личности, сможет обнаружить многие симптомы, ускользающие при чисто интеллектуальном подходе. Сочувствие на инстинктивном уровне сродни интуиции. Многие вещи мы чувствуем инстинктивно еще до того, как осознаем их на уровне мысли. Искусство назначения препаратов зависит от сочувствия. Это единственное, чему невозможно обучить. У меня были студенты, которые показывали отличные результаты в теории, но совершенно не могли общаться с пациентами из-за недостатка сочувствия. Может быть, в этом было виновато острое сифилитическое миазматическое состояние. А может студент или врач не нашел в себе сил взглянуть на свою темную сторону, чтобы запустить процесс индивидуации, как называл его Юнг. "Исцелися сам" должно быть первым правилом! А умный преподаватель покажет ученикам это на своем примере, который намного убедительнее слов!

Здесь мы сталкиваемся с еще одним важным качеством учителя: объективностью в отношении своих пациентов, учеников и себя самого. Преимущество объективного подхода в том, что он позволяет смотреть на ситуацию со стороны и изнутри. Без объективности мы слепы. Если преподавателем движет гордость и самолюбие, он не сможет найти подход к студенту. Врач должен прекрасно знать себя самого. Для того, чтобы этого добиться, нужно сбросить с себя путы эмоций и связанных с ними ложных желаний, мнений и мыслей, что манят нас подобно песням сирен. Наш разум должен быть сильным и чистым, чтобы противостоять всему этому и подняться над ним.

Но все же самое выдающееся качество учителя это глубочайшее знание своей науки и своего искусства. Почему многие практикующие гомеопаты и преподаватели работают так, словно развитие гомеопатии остановилось где-то в 1828 году? Большинство используемых и преподаваемых техник принадлежит трудам Ганемана до 1828 года! Хотя сам Ганеман в вопросах гомеопатии продвинулся куда дальше 4-го издания "Органона", гомеопатия в целом не сделала этого. И это тем более странно, потому как следующие 14 лет карьеры Ганемана были самыми продуктивными в его жизни.

Многие преподаватели не обращают внимания на совет Кента. Он предупреждал нас, что сначала нужно обучать науке, и только потом искусству! Что происходит, если учитель не следует этому совету? На конференциях и в журналах мы часто видим такие примеры: лекарство подбирается без соблюдения основополагающих принципов, а только лишь по нескольким необычным или специфическим симптомам. Результат — студент сбит с толку и поражен. Энциклопедические познания в Материи медике необходимы до начала практики.

Даже живые примеры и видеозаписи, на которых студент может видеть инструктора, беседующего с пациентом и выбирающего лекарства, не дают ничего, если студент не изучил основополагающих принципов работы с пациентом, выбора потенции и анализа симптомов. Я работаю со ста пятидесятью студентами, которые были в полной растерянности после семинара, думая, что их учитель "гений", и что "мы никогда не сможем стать такими выдающимися гомеопатами". Так в чем тогда заключается обучение? Возникает ощущение, что для некоторых гомеопатов преподавание — это лишний способ показать, что они видят такие вещи, о которых ты, простой смертный студент, не можешь даже мечтать. Кроме того, эти же учителя из-за своей самовлюбленности не следуют священным и логичным принципам гомеопатии, которые выделены в пятом и шестом изданиях "Органона", а не в четвертом! Интересно, читали ли они вообще пятое и шестое издания? И заметили ли они какие-нибудь различия? Таким учителям не помешало бы прочитать разные издания "Органона" и статью Ганемана "О выборе семейного врача" (Hahnemann, 1990, стр. 236), а потом пытаться примерить к себе то, что Ганеман сказал о хорошем враче.

Другой тип учителей сомнительного достоинства постоянно повторяет: "Гомеопатия не остановилась на Ганемане. Я хочу создать свою собственную версию гомеопатии, и Ганеман мной бы гордился!" Да, каждое последующее поколение должно продвигаться на шаг дальше предыдущего. Геринг как-то сказал: "Мы обязаны продвигаться дальше в теории и практике гомеопатии, какой она была при Ганемане. Мы должны дойти до истины, которая впереди нас, и отказаться от ошибок прошлого". За последние 150 лет гомеопатия значительно ушла вперед. Но тем не менее гомеопатам до сих пор есть чему поучиться у Ганемана. Сомневаюсь, что он нами гордился бы, если бы мы игнорировали и нарушали основополагающие принципы и правила. Я согласен, что обилие догмы всегда приводит к прямо противоположному, и что неотъемлемой частью развития является открытый разум. Я могу надеяться, что мы все сможем превзойти Ганемана, но это невозможно без соблюдения важнейших принципов "Органона". "Органон" — это текст, на котором основана вся гомеопатия. Я никогда не считал, что это религиозный документ, которому нужно слепо следовать, но я отношусь к нему с должным уважением, так как без него не было бы самой гомеопатии. Оскорбительные замечания гомеопатов, что это "религиозная догма", "дань прошлому", "устаревшая библия", подрывают тщательные наблюдения нескольких поколений опытных гомеопатов. "Модернизировать" гомеопатию, игнорируя ее наследие, означает выплеснуть воду вместе с младенцем. Нам полезнее было бы тщательнее изучать "Органон". Это фундамент для того тяжелого труда, которому бесчисленные мужчины и женщины целиком посвятили свою жизнь, обогащая гомеопатию. Как не меняется на протяжении веков скорость света, так не меняются и законы гомеопатии.

Я не против новых теорий, если они не противоречат нашим священным канонам. Перед тем, как решить, что вы открыли что-то новое, изучите Ганемана! Скорее всего, вы обнаружите, что он это уже испробовал. Я повторю слова Ганемана, адресованные аллопатам, и скажу новоявленным гуру, выдвигающим умозрительные теории: "Даже студентов у нас учат считать, что они мастера обнаружения и излечения болезней, забивая их головы безосновательными гипотезами, которые как будто созданы для того, чтобы сбить с толку и увести как можно дальше от истинного понимания болезни и ее лечения" (Hahnemann, 1990, "О спекулятивных системах в медицине", стр. 490).

Эти слова можно отнести и к многим ученикам этих гуру, которые могли бы получить пользу от изучения различных изданий "Органона" и "Хронических болезней".

Все это приводит нас к третьему фактору, необходимому, чтобы стимулировать энтузиазм, уверенность и мотивацию у будущих студентов-гомеопатов — инструментам и методам гомеопатии.

НАУКА И ИСКУССТВО: ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ

Где бы я ни читал лекции, какой бы ни была публика, два наблюдения подтверждаются неизменно. Во-первых, большинство студентов не имеет понятия, что методы существуют для того, чтобы найти подобнейшее средство, simillimum. После моей лекции в Дурбане, Южная Африка, несколько студентов (дневного факультета института с шестилетним обучением) подошли ко мне и сказали: "До того, как вы к нам приехали, мы отказались от мысли, что для каждого пациента нам следует искать одно подобнейшее". Я бываю на семинарах, где студенты ищут подобнейшее с помощью компьютера, надеясь, что у машины есть то, чего нет у них — систематический и исчерпывающий подход к нахождению подобия. Естественно, компьютер их разочаровал. На бессмысленный запрос он выдал бессмыслицу.

Я бываю на таких семинарах, на которых один и тот же преподаватель преподает ежегодно десять лет подряд, а подавляющее большинство его студентов не имеют представления, как работать с пациентом. Использоваться могут несколько методов, но у них есть одно общее свойство — все они основаны на законах и правилах гомеопатии, а прувинги являются драгоценной жемчужиной в этой короне. Используете ли вы метод фон Беннингхаузена, миазматический анализ или периодическую таблицу, вы должны лечить, используя симптомы пациента согласно их ценности (как это разработано Ганеманом и Кентом). У всех этих методов есть и другое общее — они не полагаются на выдумки или гипотезы! Я не хочу, чтобы пациенты страдали от лекарственного ухудшения, если решение проблемы существует и было тщательно проверено бесчисленным множеством врачей.

Второе наблюдение — искусству гомеопатии почти не учат. Я имею в виду обращение с пациентами. Чаще всего мы читаем или слышим следующее: "Данное лекарство было выписано по таким-то и таким-то показаниям, и через шесть месяцев пациенту стало намного лучше!". Обычно мы видим использование четвертого издания "Органона" с его "Жди и наблюдай". Этому учат преподаватели своих студентов?

Я хотел бы услышать детальное описание того, что же происходило в течение этих шести месяцев. Что вы делали, когда у пациента появлялись второстепенные симптомы, подобные ухудшения состояния, новые симптомы или признаки излечения? Вот реальная практика и именно с ней должен ознакомиться студент, если он надеется стать хорошим гомеопатом. Покажи мне, как ты работаешь со своими пациентами, и я пойму, хороший ли ты гомеопат.

Единственный способ мотивировать студентов и поддержать их решение стать гомеопатами, это приводить новых пациентов. Не показывайте старые случаи давно с известными результатами лечения. Проведите прием нового пациента, с которым вы не знакомы, прямо перед классом, и так дальше работайте с ним. Вы можете научить студентов как работать с пациентам на основе того, что происходит. Положительный исход такого лечения вселит в студентов энтузиазм и желание практиковать гомеопатию. Постарайтесь найти таких новых пациентов, которые придут на последующие консультации, что увеличит пользу обучения.

Единственное, что может воодушевить человека на выбор той или иной профессии, это настоящие успехи, которых он добивается. Для гомеопата (как, впрочем, и для любого врача) это настоящее излечение от настоящей хронической болезни (тут уместно вспомнить § 78: "Истинными естественными хроническими болезнями называются те, которые развиваются вследствие хронического миазма...").

Ответ на наш исходный вопрос прост: ищите преподавателя, который разбирается в истинных принципах гомеопатии; который понимает важность продолжительного обучения; который знает, что положительного результата можно достичь только тяжелым честным трудом, и который может реально оценивать собственные недостатки. Он должен пользоваться методами, основанными на безусловных законах Ганемана. Мы надеемся, что таким преподавателям попадутся студенты, которые искренне будут хотеть помогать людям из человеколюбия, и для которых наука и искусство гомеопатии станет их жизнью, независимо от побочных интересов. Это все, что потребовалось мне, чтобы стать гомеопатом. Такая работа никогда не наскучит. Поставьте на пол табурет на трех ножках и можете на него садиться с уверенностью, надеждой и пониманием того, что ваша жизнь все-таки прошла не впустую!

Библиография

1. Hahnemann S. 1990. The Lesser Writings of Hahnemann. Translated by R.E. Dudgeon. New Delhi: B. Jain Publishers (P) Ltd.
2. Hahnemann, S. Organon of the Medical Art. Sixth Edition. Translated by J. Künzli, A. Naudé and P. Pendleton. Washington: Cooper Publishing.
3. De Sсhepper, L. 2004. Achieving and Maintaining the Simillimum. New Mexico. Full of Life Publishing.
4. Hahnemann S. 1997. The Chronic Diseases: Their Peculiar Nature and Their Homeopathic Cure. Translated by L. Tafel, edited by P. Dudley. New Delhi: B. Jain Publishers (P) Ltd.